Торонто 2018: Роберт Паттинсон и Райан Гослинг в космосе
Торонто 2018: Роберт Паттинсон и Райан Гослинг в космосе
13.09.2018 17:31
На фестивале в Торонто мы посмотрели подряд две картины про космос и отцов с дочерьми. В одной из них отец теряет малышку, в другой — обретает.
Что характерно, оба фильма и не про космос, и не про девочек — а о чем-то другом. Зато у Ксавье Долана в англоязычном дебюте все достаточно прямолинейно и просто.
«Человек на Луне» (First Man)
Про этот фильм много писали из Венеции (в том числе и мы), так что буду краткой. Во-первых, совершенно непонятно, что такого не патриотичного нашли ультраправые американские сенаторы: флаг на Луне показан аж дважды, что должно полностью удовлетворить чувства нации...
Во-вторых, как уже и отмечалось, это фильм не столько про космическую миссию, сколько про то, как Нил Армстронг справлялся с потерей дочери. Когда малышка умерла от рака, Армстронг, всплакнув, записался на участие в «Проекте Джемини» и с головой погрузился в «Миссию: невыполнима».
Весь фильм он существует как бы отстраненно ото всех, включая самых близких — и только на Луне закрывает гештальт. Этот полет стал для него своего рода терапией — ну, если верить Дэмьену Шазеллу — которую он прошел вопреки всему: народным протестам против гигантских бюджетных трат «на Луну», гибели товарищей-астронавтов и страху жены потерять его.
Стоило ли оно того — неизвестно. В масштабах человечества и политики — безусловно. Но что касается маленькой жизни — в финале Армстронг и жена не могут сказать друг другу и слова.
Тот неловки и одновременно гордый момент, когда понимаешь, что после нашего «Салют-7» новый фильм Шазелла выглядит как-то жалко и занудно. Вот разве что ракеты устрашающе скрежещут, стучат, трещат, скрипят и стонут — так, как будто готовы развалиться прямо у тебя на глазах. Ужас и клаустрофобия, в которых космонавты совершают свои подвиги, режиссер передал на «ура». Но при этом умудрился рассказать какую-то затянутую драму человека, удочерившего Луну в своем сознании — на которой периодически хочется заснуть или выйти из зала.
Гослинг здесь по-прежнему включает «молчаливого Райана»: его Армстронг по большей части вздыхает, сжимает челюсти и молча пакует чемоданчик в последний, возможно, путь.
У Клэр Фой есть всего одна мощная сцена, когда она требует у мужа включения в жизнь детей перед опасным полетом — а так это очередная жена астронавта, сыграть которую мог кто угодно: хоть Эмбер Херд, хоть Светлана Ходченкова, хоть Бенедикт Камбербэтч.
Самый накал эмоций и характера, пожалуй, выдает Джейсон Кларк в роли одного из участников «Проекта Джемини» — его астронавт получился суровым брутальным семьянином, готовым при этом отдать долг Родине.
«Человек на Луне» в прокате уже с 11 октября — убедитесь лично, кто прав: восторженные критики или скептики.
«Высшее общество» (High Life)
Еще один космический фильм фестиваля пришел с нежданной стороны — от 70-летней француженки Клер Дени, мастера сложного артхаусного кино.
Еще в 2015 году Дени заинтриговала всех тем, что собирается снять научную фантастику с Робертом Паттинсоном в главной роли. Идею режиссер придумала вместо со своим постоянным сценаристом Жан-Полем Фаржо, а позже написала сценарий с известной британской писательницей Зэди Смит и ее супругом Ником Лэрдом.
В этом фильме тоже есть космос и мужчина с дочкой-младенцем на руках, более того — есть даже точно такой же кадр в шлеме, который используется на постере «Человека на Луне».
На этом забавные параллели заканчиваются. В отличие от лобового изложения Шазелла, Дени действует, как и Тарковский с «Солярисом»: ее «Высшее общество» — научная фантастика в самую последнюю очередь.
Режиссер использует жанр как размышление о человечестве и его инстинктах, а космос как метафору, черную дыру, в которую утекаем все мы.
Туда, собственно, и направляется по сюжету корабль, больше смахивающий на мусорный контейнер.
На корабле — группа преступников, которое правительство отправило вместо тюрьмы исследовать черную дыру.
Экипажный доктор — тоже из осужденных, но у нее есть полномочия и возможности ставить над подопечными опыты, и она отрывается вовсю, проводя эксперименты по осеменению и рождаемости.
Действие картины развивается нелинейно: первые минут двадцать мы видим, как герой Роберта Паттинсона в одиночку справляется с кораблем и маленькой девочкой — при этом выглядит куда большим отцом, чем коллега Райан Гослинг.
Его роль — почти без слов: он агукает, сюсюкает, и делает это виртуозно.
«Никогда не пей свою мочу, никогда не ешь свою дерьмо — даже если они переработаны», — это самое длинное наставление, которое он произнесет девочке.
Позже мы будем слышать от него лишь долгое: «Мы называем это табу. Табу. Та-бууу. Та-буу». Далее мы узнаем, что же произошло на корабле — разумеется, ничего хорошего.
Дени исследует, как именно происходит озверение людей — тем более, изначально не самых положительных. Исследует ту самую черную дыру, которая проявляется в каждом из нас и затягивает в себя. Иногда метафоры режиссера буквальны — кое-кто из героев в прямом смысле потеряет в этой дыре голову.
У Клер Дени в картине минимум правдоподобия и максимум условностей, поэтому на все астрофизические нюансы не обращаешь внимания с первых же кадров.
Ее корабль — словно недоделанный Ноев ковчег, со своим садиком и без животных (те, как мы выясним позже, путешествуют на другом корабле).
Жюльет Бинош в роли доктора выглядит как ведьма из японских ужасов, злая королева со своими гномами-оборотнями. Она как маленькая дьяволица скачет на железном члене в специальном Fuckbox для экипажа и склоняет к сексу Паттинсона — после «Космополиса» актеры, видимо, будут вечно играть сексуальные сцены в кино. Еще из известных лиц имеются Миа Гот в роли отталкивающей бунтарки и Ларс Айдингер, печально прославившийся у нас в «Матильде».
Но, безусловно, главная партия здесь у Роберта Паттинсона, который раскачался во всех смыслах — и физически, и как драматический артист.
Он играет на каком-то животном уровне и не дает спуску младенцу в кадре.
Клэр Дени снимает Роба так, что Эдвард Каллен умер бы от зависти: играет с его лицом светом, подчеркивает скулы и брови, делает красивым и отталкивающим одновременно. На сегодня это — лучшая работа Паттинсона в кино, и пусть мучаются диареей те, кто скажет, что он не умеет играть.
«Высшее общество» — фильм далеко не для всех. Здесь мучают животных и бьют женщин, манипулируют сознанием и нарушают пространственно-временные связи похуже, чем в «Интерстеллар».
Но при всем при этом — это очень красивое и художественное кино о жизни и смерти, которое не обязательно любить, но которое сумеет тебя удивить.
В нашем прокате картина — с 7 февраля 2019 года.
При использовании материала активная ссылка на данную новость с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!