После премьеры в Торонто нового фильма Клэр Дени «Высшее общество», критики бросились писать в твиттере о его наиболее экстремальных и причудливых моментах причем большей частью в восторженных тонах.
Кроме того, что это было демонстрацией общественного благоговения, первые микро-впечатления услужливо демонстрировали разницу между хорошим научно-фантастическим фильмом и великим научно-фантастическим фильмом: хорошая научная фантастика находит новые захватывающие способы изображения того, что мы уже представляли, но великая научная фантастика связана с такими идеями, о которых мы даже не задумывались.
«Высшее общество», первый ее англоязычный фильм является ошеломляющим достижением для Дени, который стремительно расширяет границы жанра и является еще одним свидетельством ее беспокойного характера.
Как и Андрей Тарковский, Дени не беспокоится о стандартных деталях – мы никогда не узнаем, в каком году происходит действие ее фильма, и очень узнаваемые воспоминания о Земле плохо совместимы с мрачными, и футуристическими космическими сценами, которые составляют основную часть фильма. В это неназванное будущее время, осужденные с Земли, которые были приговорены к смертной казни, получили возможность полететь в космос для участия в научной миссии. Если они умрут, то это будет не сильно отличаться от их участи на Земле, но если проживут достаточно долго, то у них появится шанс вернуться с осознанием того, что они оказали услугу человечеству.
За исключением того, что все оказалось ложью. Осужденные никогда не вернутся на Землю и потому что это невозможно, и потому, что они никому там больше не нужны.
Роберт Паттинсон добавляет в свой послужной список еще одну авантюрную роль – Монте, который был заключен в тюрьму еще когда был молодым человеком. Это показывается только для того, чтобы показать почему он остался единственно выжившим на дрейфующем в космосе корабле – он и маленький ребенок. Корабль направлялся к ближайшей от Земли черной дыре; миссия заключалась в том, чтобы проверить версию о возможности получить энергию вблизи бездны.
Раньше было много других членов экипажа, в том числе ученая (удивительно ужасающая Жюльет Бинош), которая проводит эксперименты по рождаемости на заключенных; импульсивная молодая женщина (Миа Гот), которая становится ее морской свинкой, и невозмутимый заключенный, который кажется смирился со своей судьбой (Андре Бенджамин).
Представление Дени космических путешествий имеет явные отсылы к грубоватому дизайну «Чужой» (1979). Оборудование все еще работает хорошо, но через несколько лет все будет выглядеть также непрезентабельно, как и интерьер Ностромо.
Дени также высоко ценила работу Тарковского, и Кубрика в интервью, их влияние на фильм очевидно. Как и Кубрик, Дени восхищается медлительностью жизни в космосе; она хочет, чтобы мы рассматривали каждый продолжительный момент и то, что годы повторения этого действия могут сотворить с человеком. И, как Тарковский, она наполняет своих героев страстями, но часто прячет их за непроницаемыми лицами, которые требуют от зрителей интерпретации их чувств.
Кинооператор Йорик Ле Со находит красоту там, где другой бы увидел только скопление люминесцентных ламп, превратив то, что могло сделать фильм уродливым, в некое подобие красоты.
В сцене, которая возможно, была вдохновлена «Спящим» Аллена Вуди (1973), Бинош посещает то, что Дени называет “fuck box”, само удовлетворяющее устройство, которое посещает экипаж, чтобы выпустить пар. Ле Со снимает Бинош в слабом пурпурном свете, который подчеркивает ее длинные черные волосы – они струятся по ее спине, как каскад пауков. Доктор-ведьма Бинош кажется более гуманной во флуоресцентном свете ламп, когда проводит свои эксперименты по фертильности, но в коробе можно увидеть ее настоящую сущность.
Роберт Паттинсон, явная звезда фильма, мудро не подчеркивает этого. За последние несколько лет Паттинсон сыграл много авантюрных и замечательных ролей в своей карьере, и его сила заключается в том, что он знает в какой момент надо понизить температуру.
В своем последнем фильме «Хорошее время» (2017) Паттинсон больше всего двигался в своих сценах с братом, а в «Высшем обществе» он практикует еще большую степень сдержанности. Актеру было бы легко вытащить все провисания сюжетной линии сценария Дени, но гораздо более убедительно, когда они сохраняют медленный темп, как будто абсолютно нечувствительны ко всему вокруг.
Несмотря на явные связи с научной фантастикой, фильм «Высшее общество» более сродни фильму Джонатана Глазера «Побудь в моей шкуре» (2013). Сюжеты истории ничем не похожи, но у фильма Дени есть скрытая боль, которая иногда сильнее внешних угроз, как и в другом фильме. Как и бесполый инопланетянин Скарлетт Йохансон, Паттинсон и его товарищи-заключенные тоскуют по человеческим отношениям и любви. Тело, которое досталось Йоханссон, заманивало одиноких мужчин на смерть, но она так и не установила настоящих отношений. Заключенные в космосе также отчаянно нуждаются в теплоте отношений, но они в основном прибегают к сексу, и даже когда они им занимаются, это выглядит жестоко и уродливо. Герой Паттинсона живет целомудренной жизнью, как будто знает, что способность любить бесполезна в холодной стерильности пространства.
Я видел много замечательных фильмов до сих пор на TIFF, но не один из них не заставил меня захотеть посмотреть его снова так сильно, как «Высшее общество». Я просто хочу еще немного искупаться в его космическом сиянии.
Перевод: uzhik, специально для only-r.com