В 2015 году Роберт Эггерс познакомил нас с фильмом «Ведьма»,в котором благодаря мрачной постановке создал гнетущую атмосферу, превратив народную сказку в удушающую историю ужасов.
Один из тех фильмов, которому по своему уровню удалось быть принятым во внимание за пределами ниши поклонников фантастики и ужастиков. Четыре года спустя он представил свой второй фильм «Маяк» на Каннском «Двухнедельнике режиссёров», и кажется, что Роберт Эггерс вернулся, чтобы критика почти единодушно упала покоренной к его ногам.
В конце XIX века на маленьком острове обитают только два человека: двое мужчин, ответственных за обслуживание маяка. В общем, им суждено прожить там четыре недели только лишь в компании чаек и тамошних погодных условий.
Старший - сварливый старик по имени Томас Уэйк (Уиллем Дефо), постоянно унижает своего помощника, молодого Эфраима Уинслоу (Роберта Паттинсона), который высмеивает его за желание следовать протоколу. По вечерам, хорошо нагрузившись ромом, Томас смягчается, и отношения двух мужчин, похоже, улучшаются.
В фильме больше нет персонажей, и место действия ограничено домом, маяком и окружающей его территорией. Эггерс снимает все это в черно-белом цвете в удушающем почти квадратном формате, придавая огромное значение звуку. Сирена маяка, хруст дерева, шум ветра и шторма или пердение Томаса образуют уникальный шизофренический саундтрек. По мере продвижения фильма уровень алкоголя повышается, погода ухудшается, и атмосфера становится все более и более гнетущей.
Шум усиливается, все покрывает туман, дождь проникает сквозь щели в крыше, и ветер стучит в окна. Двое мужчин находят убежище в запойном безумии, которое поприветствовал бы главный герой «Мастера». Пока Томас поднимает свою бутылку, в духе капитана Ахава, и выпивает ее за английских моряков и за былые времена, Эфраим признается в своих секретах и пытается выяснить секреты собеседника. Трудно отличить реальность от вымысла, как для зрителя, так и для самих персонажей. Герман Мелвилл, Шекспир и Аллан По вместе в безумной пьянке.
Уиллем Дефо и Роберт Паттинсон абсолютно превосходны.
Первый в настолько притягательном образе, что может показаться неким греческим божеством с одной точки зрения и несчастным пьяницей - с другой. Страшный, увлекательный и отталкивающий одновременно.
В свою очередь Паттинсон не только держится молодцом, но и сталкивается лицом к лицу с Дефо в очень физическом исполнении, в котором его персонаж начинает погружаться в ад между алкоголем, мечтаниями, мастурбационными фантазиями и паранойей. Паттинсона, который станет следующим Бэтменом, многие по-прежнему соотносят с «Сумерками», несмотря на то, что в течение многих лет он строил интересную карьеру, связанную с самым рискованным авторским кино и решался на роли настолько далекие от всяких условностей.
Эггерс демонстрирует абсолютный контроль над направлением и всеми ресурсами в его распоряжении. Звук, монтаж, композиция - все работает как часы в этом диком фильме, который использует все виды воздействия, чтобы сделать что-то новое и мощное, что продолжает пульсировать в наших головах, когда мы пытаемся понять смысл того, что мы только что видели.
Перевод: Marishka, специально для only-r.com