Роберт Паттинсон и звезда Жюльет Бинош в первой англоязычной работе французского режиссёра Клэр Дени, которую мир впервые увидел в Торонто.
Когда стало известно, что Клэр Дени работает над научно-фантастическим фильмом и одна из главных ролей у Роберта Паттинсона, было невозможно представить, каков будет результат.
Но бесспорно то, что не имеет значения, что вы могли представить себе, вы всё равно не вообразили бы ничего похожего на «High Life» - фильм, одновременно и чувственный и тревожащий, странно захватывающий и немного утомительный, нежный и отталкивающий, смелый и даже немного высокопарный.
Другими словами, «High Life» - мешанина из противоречий и трудностей. И в некоторой степени, это не научно-фантастический фильм, по крайней мере не типичный его вариант.
Дени использует историю космического корабля, населенного людьми в качестве подопытных «морских свинок» просто как предлог, чтобы исследовать темы, прослеживающиеся в её работах на протяжении 30-летней карьеры: желание и его фатальные последствия, красота тела и вред, который мы иногда причиняем ему, жизни изгоев, которые существуют на окраине нашего мира, теплые и напряженные отношения, какие могут быть у родители с их детьми, страсть, насилие, секс, смерть.
Отряд почти полностью на борту плавающей исправительной колонии, которая похожа на грузовой контейнер снаружи и бойлерную, отделение скорой помощи изнутри.
Фильм избегает классических клише научно-фантастических фильмов, в то время как создаёт несколько моментов блаженства космической оперы. Но преимущественно это - темнота, чувственно клаустрофобная и временами прямо насильственно заполняющая часть пространство корабля, мчащегося к своей неизбежной гибели.
По сути, трудно представить себе, что «High Life» приобретёт значительную популярность, несмотря на полное задействование Паттинсона и артхаусную славу Дени. Но горячие поклонники режиссёра, вероятно, найдут здесь множество причин для восхищения — особенно то, что 72-летняя Дени остается бесстрашным режиссером, своим собственным путём идущим туда, куда никакой мужчина (а тем более женщина) не проникал прежде.
Единственный отдаленный предшественник - вероятно, Андрей Тарковский с фильмами «Солярис» и «Сталкер», которого Дени называет в общении с прессой «своим талисманом», и чье влияние вы можете увидеть в том, как она переключается от резких поверхностей космического корабля (внешний вид которых очень подробно проработан в HD-качестве) к зернистой структуре Земли (которая была снята на 16 мм. плёнку).
И возможно в «High Life» также присутствует частица «Кубрика», которую мы видим в тот момент, когда космические челноки мчатся к абстракции черных дыр, или ещё в неожиданном присутствии ребенка (Скарлетт Линдси) на борту корабля — кроме того это не Звездный Ребенок, он вполне реалистичен.
Возможно, в космосе не слышно крик, но мы определенно слышим, что этот ребенок кричит довольно много в продолжение фильма.
Отцом ребенка — или, по крайней мере, опекуном, поскольку отношения между различными персонажами остаются довольно непонятными какую-то часть фильма — является Монте(Паттинсон), молодой человек, который, кажется, один застрял на корабле, прилагая все усилия для поддержания жизни своей и ребенка. Мы вскоре узнаём, что Монте на самом деле сопровождается безжизненной командой, тела которых хранятся на складе, пока он постепенно ни сбрасывает их всех.
После этого расширенного введения, история – от Дени и её постоянного соавтора Жана-Поля Фарго (Зэди Смит видимо принимала участие в проекте когда-то, но не осталась в нём) – рассказана главным образом через ретроспективный кадр, показывающий, каким образом Монте стал последним заключенным, оставшимся в футуристическом исправительном учреждении, в котором заключённые были свободны в своих передвижениях, но должны были соблюдать одно правило: мужчины жертвуют свою сперму, а женщины свои яйцеклетки и тела, позволяя их низкому наблюдателю, доктору Дибс (Жюльет Бинош), проводить на них эксперименты по воспроизводству, результаты которых будут переданы обратно домой.
Если это звучит как жёсткие установки, то это так и есть, особенно когда Дени показывает, как это всё происходит в откровенных подробностях: мужчины (которых сыграли Андрэ Бенжамин, Ларс Айдингер и Эван Митчелл) мастурбируют в чашки в обмен на снотворное, в то время как женщины (которых сыграли Миа Гот, Агата Бусек, Клэр Трэн и Глория Обиэнио) оплодотворяются и затем ожидают рождения младенцев, которых у них тут же отнимают.
(Эпизод с одним из персонажей, обливающейся грудным молоком, которым она не может накормить своего собственного ребенка, один из многих провокационных моментов, показанных здесь. Подобные картины, кажется, вызвали забастовку зрителей во время мировой премьеры фильма в Торонто.)
Единственным заключенным, который не принимает участия в процессе, является Монте, который остался холостым и живет в значительной степени обособленно от других. Но такое его отношение в конечном счете приводит к тому, что многие будут считать наиболее жесткой сценой в фильме, даже учитывая наличие там изнасилования и очень агрессивной формы искусственного оплодотворения.
Другая сцена предназначена, вероятно, чтобы вызвать волнение - когда персонаж Бинош входит в "fuckbox" космического корабля, помещение, которое является в основном звуконепроницаемой палатой для мастурбации, заполненной шкивами с бандажами и серебряным пенисом, которым можно управлять сидя на кожаном сидении.
Дени дает нам расширенную последовательность изнутри коробки, с помощью Йорика Ле Со (который снял многие фильмы Оливье Ассайаса), запечатлевшего метания Бинош в шатких крупных планах переносной камеры, заполненных сильной чувственностью.
Есть несколько других таких основных визуальных моментов, хотя в «High Life» действительно не просматриваются и не чувствуются другие работы Дени, оперирующих с ограниченным пространством, но содержащих слишком много действия.
Кроме того, видео просто не похоже на привычное для режиссёра, у кинематографии которого всегда было теплое и мимолетное отношение к нему, а не подобные этим острые образы, которые мы видим здесь.
Аналогично, космические интерьеры (здесь их совсем не так много) могут показаться небрежными и не оригинальными, как будто Дени только и добивалась абсолютного минимализма в этом деле — хотя полёт звезд, циркулирующих вокруг черной дыры, как будто сперма, плавающая вокруг яйца, незабываем.
Другие элементы работают лучше, такие как работа композитора Стюарта А. Стэплса (из Tindersticks) и производственный дизайн от Франсуа-Рено Лабарта («Личный Покупатель»), который дает кораблю очень грязный и не функциональный блеск, как бы отражая жизни его беспокойных пассажиров, которые не могут оставаться в мире так уж надолго.
Но без типичной пронзающей эстетики Дени и с основной сюжетной линией, которая уходит в отрыв в некоторых местах, «High Life» не всегда легко смотрится, даже если случайные вспышки насилия приправлять действием печальными способами.
И, несмотря на преданную работу от очень смотрибельного Паттинсона, Дени определенно преподносит его мужскую красоту в определенных моментах, например купая его во время наводнений в красном свете — фильм всё же кажется довольно инертным, полностью захватывая нас к кульминационному моменту, который кажется неизбежным, но не обязательно ощущается так сильно, как это должно бы быть. То, что часть англоязычного диалога звучит неуклюже или неестественно, также не спасает.
В конечном счете возникает такое чувство, что Дени использовала научно-фантастический шаблон, чтобы поиграть с идеями, которые украсили некоторые ее более темные фильмы (особенно «Trouble Every Day» и «Bastard», с которыми этот фильм сравнялся по количеству крови и числу жертв), что имеет значение для людей, действительно ценящих ее работы, которые могут найти то, что ещё более подробно разбирается здесь.
Но в то время как лучшим фильмам Дени удалось доставить нас на борт с их эллиптическими рассказами и зрительным рядом, от которого падаешь в обморок, то « High Life» сохраняет нас на борту корабля всё время, но только в безвыходном положении. Это показывает насколько режиссёр остается уникальным, подрывным талантом мирового кино с результатом, являющим таковую возможность лишь немногим избранным, которые согласятся на это путешествие с ней.
Перевод: Катюня, специально для only-r.com