Financial Times: Роберт о славе, своем новом фантастическом фильме и о том, как не попасть под голливудский каток
Financial Times: Роберт о славе, своем новом фантастическом фильме и о том, как не попасть под голливудский каток
27.04.2019 21:47
Актер, снискавший известность в саге «Сумерки», теперь играет главную роль в фильме французского режиссера Клэр Дени «High Life»
Роберт Паттинсон освоил навык, необходимый кинозвездам для выживания: искусство создавать ощущения интимности, оставаясь при этом загадкой.
Когда я общаюсь с этим 32-летним британским красавцем, он говорит об этом, преуменьшая свой статус серьезного актера.
Он отпускает смешки, курит электронную сигарету, взрывается хохотом и, в общем, производит впечатление человека свободного духом, просто путешествующего по волнам случая.
Когда я спрашиваю, как он управляет своей известностью, он отвечает:
«Я действительно не знаю, как это делать».
В это трудно поверить. В разгар всемирной славы, когда он играл сексуального, страдающего вампира в «Сумерках. Сага» (2008-2012), он разработал ряд уловок для того, чтобы уклоняться от папарацци – ездил в багажнике машины, обменивался одеждой с друзьями.
Он мог бы легко продолжать появляться в глянцевых прибыльных блокбастерах, если бы захотел, просто сказав «да» таким предложениям, как роль Кристиана Грея в «Пятьдесят оттенков серого».
Но, напротив, траектория его карьеры свидетельствует о решимости стать смелым и балансирующим на грани актером. Перед нами человек, готовый противоречить собственной славе в угоду работе, что, в целом, и более удивительно, и проникновенно.
Действие последнего фильма Паттинсона «High Life», происходит на борту космического корабля, с преступниками, отправленными бездушным правительством в полет в один конец для сбора энергии черной дыры.
Это англоязычный дебют одного из его кумиров, французского режиссера Клэр Дени. Королева европейского, атмосферно нагруженного кинематографа, до сих пор она была наиболее известна своей жаркой гомоэротической военной драмой «Beau Travail» (1999).
Скорее это Паттинсон преследовал Дени, чем наоборот, и она в конечном итоге выбрала его для роли Монте, персонажа, задуманного под гораздо более возрастного актера (покойный Филипп Сеймур Хоффман).
Паттинсон ухватился за роль, несмотря на то, что не знал на что он подписался, получив скорее синопсис, а не настоящий сценарий.
«Все было очень расплывчато», - вспоминает он.
«Не так много деталей о том, что это была за миссия или о прошлом персонажей. Но я просто хотел работать с Клэр, поэтому подумал: «Мне все равно. Мне не нужны подробности».
High Life разворачивается в двух временных слоях. В настоящем - Монте и младенец - последние выжившие на борту космического корабля, который приближается к черной дыре. В воспоминаниях мы хаотично видим недавнее прошлое, в котором участвуют бывшие члены экипажа, в том числе симпатичная, но дикая Бойсе (Миа Гот), спокойный садовник Черни (Андре Бенджамин) и одержимая деторождением Доктор Дибс (Жюльет Бинош). В одной завораживающей сцене она, обнаженная – на дилдо в чёрной «fuckbox»; в другой она берет образцы спермы у всех мужчин на корабле, кроме Монте, который соблюдает целибат и отказывается предоставить свой образец.
Паттинсон проводит большую часть «High Life», играя один на один с очаровательным ребенком, но их экранное взаимодействие стартовало неудачно. Накануне начала съемок Паттинсон обнаружил, что близнецы, отобранные на роль, кричали каждый раз, когда он брал одного из них на руки.
Выключив панику, он принял быстрые меры.
«Я вспомнил о моем друге, Сэме. Я видел его дочь, когда ей было три недели, и она показалась мне очень спокойной. К этому моменту ей было 13 месяцев. Я позвонил Сэму и спросил: «Скарлетт хочет быть в этом фильме?» Они прилетели в 10 вечера той же ночью, и Скарлетт сразу же освоилась перед камерой».
В моменты, когда он не заботится о ребенке, Монте занят незначительными практическими задачами: он отправляет отчеты; ходит по гулким коридорам некогда шумного космического корабля; бреется. Напряженная сосредоточенность, исходящая от этой одинокой фигуры - центр притяжения фильма, а пристальный взгляд камеры удерживается пластикой тела.
«Я никогда раньше не снимался в фильме, для которого было бы так важно, как выглядит твоя кожа и то, как ты управляешь своим телом», - говорит актер. «Было много дней, когда я просто блуждал по коридорам, и я начал переживать, думая: «Это действительно будет так скучно?» Но оставалась частица (внутри меня), где я чувствовал себя по-настоящему живущим в своем теле. Это что-то, связанное с кучей вещей, возможно, с тем, что я, как англичанин, не признаюсь в своей телесности. Но, будучи полуголым в замкнутом пространстве большую часть фильма, ты, в конечном итоге, должен овладеть ею».
Он полностью отдался в руки Дени.
«Половину времени я снимался в сценах, в которых я (думал): «Это вообще имеет какой-то смысл?» Но иногда я оборачивался, а Клэр плачет за монитором. Когда я позже посмотрел фильм, я подумал: «Ну, она определенно увидела что-то, что я не до конца понимаю, но чувствую на интуитивном уровне».
Инстинктивное восприятие, которое описывает Паттинсон, - это то, что делает «High Life» (и большую часть работ Дени) настолько таинственно волнующей. Среди сексуальных событий, которые приводят к изнасилованию, искусственному оплодотворению и телесной одержимости, она пробуждает огромную пустоту одиночества, в котором человек выполняет миссию, результаты которой он не сможет увидеть.
Паттинсон тоже продолжает прокладывать свой собственный курс.
У него не было настоящего кассового хита с 2012 года, но, похоже, его не беспокоит коммерческая эффективность.
Вместо этого он тяготеет к ролям, часто второго плана, которые позволяют Паттинсону-звезде исчезнуть.
Его самые впечатляющие работы после Сумерек, кажется, объединены ликующим нигилизмом: миллиардер, осознающий крах цивилизации в Cosmopolis Дэвида Кроненберга; простоватый идеалист, поющий, в то время как рушится мир вокруг в Rover Дэвида Мишо.
Он прячет свою линию подбородка, так подходящую для главных героев, под густой бородой в снятом на Амазонке «Затерянном городе Z» Джеймса Грея, а в раздражающем «неоновом кошмаре» братьев Сэфди «Good time» его едва можно узнать в роли грабителя банка в трущобах Нью-Йорка из-за козлиной бородки, куртки и куинского акцента.
Его следующие проекты по-прежнему указывают на его отсутствие в голливудском мейнстриме. В работе и планах две американские инди картины и сотрудничество с австралийским, колумбийским и английским режиссерами.
«Гораздо интереснее, если вы чувствуете, что каждый раз начинаете с нуля», - говорит он.
Его не смущает потенциальный провал.
«Унижение менее страшно, чем разочарование в самом себе. По крайней мере, с унижением ты научишься чему-то…
Если вы ожидаете от себя только:«Я буду ничтожеством, потому что понятия не имею, что делаю», то вы всегда будете приятно удивлены. Всегда имейте самые низкие ожидания».
Если Паттинсон и не знает, как использовать свою звездность, он, безусловно, знает, как с ней бороться.
Он говорит:
«Большинство актеров имеют коммерческую привлекательность потому, что они последовательны. Потому что, если вам нравится определенный актер, вы ожидаете то же, что и в прошлый раз. Я не хочу этого делать - я хочу сделать прямо противоположное».