Казалось, Дэвид Кроненберг не так давно завершил работу над экранизацией романа Дона ДеЛилло «Космополис», после чего некоторое время находился без какого-либо проекта в разработке. В планах у него множество картин – «Порок на экспорт-2», сиквел «Мухи» и сатира под названием «Звездная карта» - как бы ни дико звучало, но он попросту не мог найти финансирование для какого-то из них.
К счастью, фортуна ему все же улыбнулась и в ноябре 2012 года режиссер, наконец, получил деньги на съемки последнего из упомянутых фильмов. Снятый по сценарию Брюса Вагнера, он является одновременно драмой, триллером и сатирой. Короткое описание, опубликованное компанией eOne, звучит само по себе блестяще:
«Вместе с противным, но все же забавным и трогательным ребенком-звездой Бенджи мы наблюдаем за витиеватым миром пустых, эгоистичных знаменитостей и их окружением. Ими манипулирует, их уничтожает молодая женщина Агата (измученная, по всей видимости, психически больная сестра Бенджи), которая в буквальном смысле является плодом их извращенных интриг. Насколько это едкий, комичный взгляд на праздный, развращенный мир, но еще и фантастическая история о преследовании».
Съемки «Звездной карты» начались в прошлом году, и актерский состав Кроненберг собрал замечательный: Джон Кьюсак в роли миллионера и автора пособий по самопомощи и Миа Васиковска в роли его «явно душевнобольной» дочери. Им компанию также составили Джулиана Мур в роли актрисы, Роберт Паттинсон в роли водителя лимузина и Кэрри Фишер в роли самой себя.
Если краткое описание обещает нечто необычное и потенциально запутанное, то присвоенный фильму рейтинг гарантирует, что «Звездная карта» будет смелой и, ну, будет соответствовать стилю Кроненберга – создателя «Видеодрома», «Мухи» и «Оправданной жестокости». Рейтинг R присвоен с формулировкой «огромное количество насилия, секса, обнаженных сцен, нецензурной лексики и наркотиков в кадре».
Кроненберг давно отошел от жанра боди-хоррора, в рамках которого и сделал себе имя в 70-80-х годах, и тем больше восторга у нас вызывает информация о том, что «Звездная карта», вероятно, ознаменует возвращение к более гротескному стилю режиссуры, однажды его прославившем. Это не совсем «Муха», но темы славы, психологии поп-культуры и даже убийства уже поднимались в фильме Кроненберга 1977 года «Выводок», в котором была рассказана история разрушения семьи и применения ужасающих психиатрических техник.
Именно после «Мухи» Кроненберг начал отходить от ужаса к более традиционной (пусть зачастую все еще выворачивающей наизнанку) драме, а с выходом в 1988 году «Связанных насмерть» на первый план начал выходить его режиссерский талант руководить актерами. Лишенный ставших знаковыми мутаций и кровавых сцен, сюжет «Связанных насмерть» вгрызался в психику зрителя как некая грязная сказка (по мотивам реального случая) о близнецах-гинекологах и их связи с актрисой (Женевьевой Буджолд). Джереми Айронс был в некоторой степени потрясающ в роли докторов-близнецов, он привнес в своих персонажей не только пафос и человечность, но и, благодаря различной манере и речевым особенностям , сумел подчеркнуть отличие своих героев.
После психоделической джазовой одиссеи в «Завтраке нагишом», вольной адаптации печально известного романа Уильяма Берроуза, заключившей в себе собственные идеи и чувственность Кроненберга в не меньшей степени, чем автора, режиссер вновь решил поработать с Джереми Айронсом в малоизвестной драме «М.Батерфляй». Мрачная история (также основанная на реальных событиях) о французском дипломате, закрутившем роман с китайской оперной певицей, впоследствии разрушившей его репутацию, едва ли была замечена зрителем. Как и многие фильмы Кроненберга последних 20 лет, «М.Батерфляй» является чем-то необычным и даже немного неожиданным. Тем не менее, если забыть об исторической обстановке, в фильме затрагивались все те же проблемы, что и во всех его работах конца 80-х: самоидентификация и смена ракурсов в реальности.
Немногие режиссеры исследовали подобные вопросы и темы с такой же интеллектуальностью и разносторонностью, как делает это Дэвид Кроненберг. Будь то истории о владельцах кафе с необъяснимым умением убивать людей голыми руками («Оправданная жестокость»), гангстерах со скрытыми намерениями («Порок на экспорт») или же миллиардерах на пути к самоуничтожению («Космополис»), его герои находятся в состоянии непрерывного развития.
Именно этот аспект фильмов Корненберга, помимо выдающейся актерской и режиссерской работы и сложной тематики, делает их столь неотразимыми, а в чем-то даже универсальными. Персонажи его драм, со всеми тайнами и внутренним смятением, не так сильно отличаются от нас самих, даже когда их действия кажутся чем-то из ряда вон выходящим. Как сказал в своем интервью сам Кроненберг:
«Я убежден, что каждое утро после пробуждения мы обязаны собраться, вспомнить кто мы, что мы, где мы, что от нас ожидают, что ожидаем от самих себя. Если действительно захотеть, можно создать совершенно нового себя».
Своей «Звездной картой» Кроненберг намерен вновь подарить нам фильм, демонстрирующий ущербных, иногда нездоровых душевно героев, на этот раз обитающих в Голливуде. Исходя из того немногого, что известно нам на сегодняшний день, можем предположить, что нас ожидает нечто достойное выдающегося творческого наследия Кроненберга – пусть придется подождать, дабы узнать, куда же на этот раз приведет нас режиссерские исследования человеческого естества. Ведь при всей тематической схожести фильмы Кроненберга всегда чрезвычайно непредсказуемы.
Перевод: Королевишна, специально для only-r.com