2012 год подарил нам целых два фильма, снятых в салоне лимузина, и создатели их по всем показателям обещают стать культовыми. Но если «Святые моторы» Лео Каракса были высоко оценены критиками, «Космополис» Дэвида Кроненберга с Робертом Паттинсоном в главной роли получил немного смешанные отзывы, пусть причина, почему кому-либо может не понравиться фильм, в котором РПаттсу обследуют простату, является одной из самых загадочных в нашем мире.
Movieline пообщался с Кроненбергом, человеком, кажется, физически неспособным забивать себе голову толерантностью. Мы поговорили о его карьере, надеждах на Оскар и реальности, а также о высоких технологиях, примененных Питером Джексоном в «Хоббите». Предположив, что за нынешним сезоном наград будет наблюдать из комфортной созданной им самим ниши на периферии мира студийного кино, режиссер также рассказал о том, что на самом деле думает о… кошках.
С Новым годом!
Выход «Космополиса» на Blu-ray припадает на самый разгар сезона борьбы за Оскар. Кажется мне, вас не слишком беспокоит факт, что фильм не числится среди претендентов на награды.
Да. Каждый год я стараюсь быть как можно более отстраненным от этого. В этом году делать это очень легко, ведь мы не были номинированы на какие-либо награды. Это не показное равнодушие, это не соревнование, это – облегчение. Если ты номинирован, завязнуть в этом очень легко. Люди, которые занимаются выпуском фильма, приходят в восторг, они желают, чтобы ты создавал больше, все это понятно, ведь награды заставят большее количество зрителей посмотреть фильм. С такой точки зрения, это является чем-то хорошим. В любом случае, все это ерунда, все это раздражает и вызывает массу проблем. Люди получают новый материал, о котором можно написать, получают новую тему для разговора, это понятно. Но я не собираюсь смотреть какую-либо из церемоний награждения.
Но это не просто один вечер, кампания длится больше месяца.
О, да. Я разговаривал с несколькими людьми, одним из которых был Дени Аркан, франко-канадский режиссер, получивший Оскар в номинации Лучший иноязычный фильм за «Нашествие варваров» - я хорошо с ним знаком. Он сказал, что никогда в жизни больше не сделает этого. Он сказал, что тот год для него выдался очень насыщенным, но, в конечном счете, очень скучным. Потому что он совершенно не занимался творчеством, лишь продажами.
Для кого-то на подобии Дени Аркана станет ли награда чем-то определяющим? Повлияет ли она на его карьеру? Сможет ли он купить себе новый дом после победы?
Нет, не совсем. Наоборот, заставит его отступить. Он для себя решил, что никак не желает быть хоть как-то связанным с Голливудом. Он желает создавать квебекское кино. Он попытался снимать фильмы на английском, привлекая звезд, но это был полный провал – это не его кино.
С актерами же, кажется, история совсем другая. Вигго Мортенсен был номинирован за некоторые из ваших фильмов, о Кире Найтли после «Опасного метода» многие заговорили. Не стоит ли признать, она вышла победительницей – это дало толчок ее карьере, позволило заполучить роли, которые ранее были недоступны?
Не думаю. Она впоследствии продемонстрировала очень много рвения – пусть британские критики частенько на нее нападают, но давайте признаем, они любят впиваться зубами в соотечественников. Она слишком умна, слишком красива и слишком талантлива – все это с ума их сводит. Не вижу, каким образом награды помогли ей.
Но что касается итоговых списков – «Космополис» оказался на втором месте в десятке лучших фильмов по версии Cahiers du Cinema.
Да, а еще попал в список журнала Sight and Sound.
Высокомерные европейцы фильм оценили. И он, несомненно, попадет в мой список 20 лучших фильмов (Примечание: В своем рейтинге я поместил его на 12 строчку).
Если я вам заплачу, поместите его выше?
Нет. Ну?
Да все от суммы зависит. Ну же, давайте поговорим. Сто тысяч – сумма хорошая.
Вы заплатили бы мне сто тысяч, чтобы я поместил «Космополис» на первую строчку?
Нет! *смеется* Но идея хорошая.
Давайте начистоту – если на сегодняшнем этапе Вашей карьеры, Вы вдруг встретите в баре одного из самых уважаемых критиков мира и он предложит: «Мужик, сейчас я действительно нуждаюсь в деньгах, за энную сумму я помещу «Космополис» на первое место в своем рейтинге». Вы хоть на секунду задумались ли бы над таким предложением?
Нет. Но только потому, что жадный. Но… суть в том, что я уже попадал в подобные списки, New York Times очень хорошо восприняли мои последние фильмы, «Опасный метод» в New York Times получил три замечательных рецензии. Но до такого мы не дошли… *смеется*… нет…
Но в Штатах Ваши чертовы фильмы до сих пор не смотрят, это исключительно европейское кино!
Правильно. Это не так важно. Но, слушайте, любому понравится одобрение, особенно со стороны умных людей, людей, способных замечательно писать, и когда они аплодируют твоему фильму – это потрясающе, это приятно. Но с прагматической точки зрения все это неважно. Конечно же, лучше получать положительные отзывы, нежели отрицательные, но всем нам известны случаи, когда ужасные фильмы, получившие разгромные рецензии, зарабатывали огромные суммы. Это не взаимосвязанные вещи. Тебе просто нужно попасть в струю.
Но сейчас вы занимаете хорошую позицию. Сейчас Вы в зоне Вуди Аллена – снимаете с небольшим бюджетом, получаете достаточно внимания в Европе, затем фильмом интересуются американские любители такого кино, а затем снимаете свой следующий фильм.
Это так, и каждый раз, когда я пробую связаться со студиями, ничем хорошим это не заканчивается. Я не виню их, как и себя не виню – просто восприятие у нас разное, мы не сочетаемы. Знаете, иногда я смотрю масштабные фильмы и думаю: «О, такое снять было бы интересно, это был бы для меня вызов». Но реальность такова, что этого никогда не случится. Ваша оценка моих кинематографических интересов в сути своей верна.
«Космополис» выходит на Blu-ray и… Вот черт, на меня только что кот прыгнул.
Люблю кошек.
Да, он красивый, но очень тяжелый… Извините, так… «Космополис» выходит на Blu-ray. Будут ли там удаленные сцены?
Обычно я неохотно добавляю удаленные сцены. Ведь удалены они были по какой-то причине. Мне нравится окружающая фильм магия. Я включил в «Оправданную жестокость» одну или две таких сцены, просто потому что они были необычными, но это был единственный раз. С другой стороны, я ценю хорошее документальное кино о съемочном процессе. Мне кажется, что подобное будет интересно студентам, изучающим кинематограф, или же поклонникам, которые могут так никогда и не попасть на съемочную площадку, но лишь в том случае, если ты, создатель, будешь честен с ними. Конечно же, сам я не занимаюсь созданием документалок о съемочном процессе – слишком занят собственным фильмом – но ценю, если сохраняется реалистичность. Не хочу, чтобы включение документального фильма о съемочном процессе становилось лишь рекламным ходом. Точно так же, записывая комментарии к фильму, как делал это и в «Космополисе», я не говорю ерунды. Не говорю, как замечательно было работать со всеми, или же, как весело всем было на прощальной вечеринке. Я говорю о съемках определенного момента.
«Космополис» по большей части снят на фоне зеленых и голубых экранов, и декорации для съемок на улице на самом деле были созданы в помещении, правильно?
Да. Были созданы комбинированные съемочные площадки с уличными декорациями, за которыми находился лишь зеленый экран. Потрясающе, насколько убедительно они выглядели. Я считаю, что лучшие спецэффекты не видны глазу. Я создавал существа, как это было в «Экзистенции» и других фильмах, но, в основном, спецэффекты являются замечательным средством создания невидимых вещей, кажущихся весьма убедительными, и раньше это было недоступным.
Вы знакомы с методом съемки с высокой частотой кадров, примененным Питером Джексоном во время создания «Хоббита»?
Нет, пусть на телевидении такое используют постоянно. Для спортивных соревнований используют 60 кадров в секунду. Это помогает делать идеально четкие замедленные повторы. Я пока не смотрел «Хоббита», но, думаю, уйти от стандартных 24 кадров в секунду было бы хорошей идеей – пусть даже всего к тридцати кадрам. Я не испытываю ностальгической привязанности к размытости или ряби, появляющихся при работе с кинокамерой. Хорошего в этом мало. Это всего лишь устаревшая технология, которая сегодня не используется. Даже 30 кадров в секунду сделали бы свое дело. Если честно, я не знаю, почему выбрано именно 48 кадров, а не 50 или 60. Странно, но даже удвоенное количество кадров в секунду все равно привязывает тебя к старым технологиям.
По-моему, Джексон говорил, что применил бы и 60 кадров в секунду, если бы мог, потому что Джеймс Камерон для создания нового «Аватара» планирует именно 60. Но в то время доступной была такая частота кадров. Что поразило меня, по крайней мере, в «Хоббите», так это четкость деталей: декораций, грима, спецэффектов.
HD-телевидение вызывало огромные опасения. Интересно, ведь так сильно увеличивается четкость, но это же не всегда во благо.
Ваш следующий проект готов к старту?
Сейчас я завершаю работу над своим романом, а в мае надеюсь приступить к съемкам «Звездных карт» по сценарию Брюса Вагнера. В любом случае, это независимое кино, что значит – в любой момент все может сорваться.
Ну, выход романа зависит только от Вас, здесь оправданий быть не может.
Именно. Надеюсь, он будет издан в конце следующего года.
Перевод: Королевишна, специально для only-r.com