Изменится ли восприятие голливудского сердцееда и сумеречного сокровища Роберта Паттинсона после последнего поворота в его судьбе?
Погрузившись в странный и удивительный мир режиссера Девида Кроненберга («Оправданная жестокость»), создатели фильма предприняли столь рискованную попытку экранизировать роман Дона ДеЛилло «Космополис». Заявленный как острая сатира на капитализм и зависимые от технологий рушащиеся корпоративные империи, в 2003-ем году он еще не мог быть принят как объективная картина приходящего в упадок мира.
Но как насчет 2012-го? Сегодня ДеЛилло спокойно можно назвать пророком. На книгу цепляли клеймо «невозможно экранизировать», удалось ли развенчать подобное убеждение Кроненбергу?
Паттинсон играет двадцативосьмилетнего ньюйоркца Эрика Пэкера. Дитя корпоративной финансовой системы, он считает бремя жизни миллиардера таким же удушающим, как и шикарный белый лимузин, в котором разъезжает по городу. Но приходит день, когда знакомый ему мир рушится просто на глазах. Пускаясь через весь город с целью постричься (к огромному ужасу всех женщин мира), он оказывается преданным собственной фортуной, и спекуляции на китайском юане приводят к демонстрации ошибочности его суждений.
Несмотря на предостережения со стороны острого на язык охранника Торвела (Кевин Дюран), Эрик упорно не отказывается от идеи пересечь охваченное массовыми беспорядками Большое Яблоко. Движение в городе практически замирает, все из-за визита президента США, похорон знаменитости и того факта, что Таймс-сквер превращается в арену для протестов. К тому же, очень мало известно о бывшем сотруднике, называющим его своей «целью».
По пути в ограниченном пространстве закрытого от всех и вся лимузина появляются представители различных сфер его жизни: коллеги по бизнесу (Джей Барушель и Саманта Мортон), воплощенная Жюльетт Бинош привлекательная знакомая и своеобразная жена Сара Гейдон. С каждым Пэккер ведет откровенно странные беседы, и паранойя его нарастает с опасной скоростью, пока он пытается смириться с лишенным каких-либо эмоций существованием.
«Космополис» является выдающейся и непоколебимой картиной текущей ситуации в мире. Эрик Пэккер – практически современным мучеником. Непреодолимое чувство оторванности от реального мира, как и возрастающее разочарование, приходят к нему вместе с богатством, он отчаянно пытается избавиться от каких-либо ассоциаций с подобным фатальным образом жизни типичного обывателя.
Реальность же такова, что Паттинсону подобный уход от типичных ролей позволил продемонстрировать наиболее убедительную и яркую на сегодняшний момент игру. Сумев вытянуть на себе фильм благодаря непоколебимому равновесию и харизме, он, наконец, дал отпор скептикам, сомневающимся в его актерских способностях.
Кроненберг, конечно, не мог себе позволить топорности в работе над экранизацией творения ДеЛилло. Язык длительных диалогов, зачастую перенесенных просто со страниц книги, является чрезвычайно убедительным. Непосвященный зритель, возможно, будет ошарашен и озадачен подобным интеллектуальным жаргоном, кому-то же он покажется свежим и завораживающим. Сохраняя свой проникновенный и скрупулезный стиль режиссуры, он, конечно, и сам не избегает визуальных метафор. Наиболее ярким является момент, когда Паттинсон встречается с воплощенным Полом Джаматти Бенно Левином – зрителю изысканно преподносится картина растущего разрыва между толстосумами и недовольным рабочим классом.
Подавляющий из-за переполняющего количества затронутых проблем, фильм, конечно же, является слишком необычным для мейнстрима. Но для тех из нас, сознание которых открыто для подобного, «Космополис» станет увлекательным кинематографическим творением, насыщенным общественным резонансом и интеллектуализмом, достойным попытки выбраться из представленного в нем лабиринта.
Перевод: Королевишна, специально для only-r.com