Дэвид Кроненберг всегда любил покопаться в человеке – то в его физических мутациях, то (пардон за пафос) - в духовных. Зачастую и в том и другом одновременно. А вот в «Космополисе» он решил покопаться не только в человеке, но и в капитализме, и попутно разобраться в феномене «звезды» по имени Паттинсон.
Не будем утверждать, что 20 миллионов долларов – такой уж маленький бюджет, который якобы и стал причиной почти классицистической структуры ленты, подчиненной единству действия, времени и места – герой Паттинсона в течении 24-х часов практически не покидает внутренностей своего роскошного лимузина, который везет его стричься к любимому парикмахеру через охваченный волнениями и пробками Нью-Йорк. Дело, скорее всего в структуре романа Дона ДеЛилло, ставшего первоисточником для этой ленты. Хотя и его Кронеберг подверг изрядной обработке, выкинув внутренние монологи героя и подсократив несколько сюжетных линий. И все это делается с одной целью – изъять из Эрика Пакера все человеческое, и это ему удается в самой полной мере. И эта выхолощенность главного героя в исполнении Паттинсона тем более подчеркивается странным образом построенными диалогами – дословно в них понятно все, но вот к человеческому контакту они так и не ведут. Вот и получается, что практически все пространство ленты наполнено треском напыщенных фраз о чем угодно – деньгах, безопасности, сексе, супружеских отношения (далее по списку), но за треском этим скрывается бездна, пустота, которая и подталкивает героя к неосознанной попытке самоуничтожения.
В своей последней ленте Кроненберг, помимо того, что делает попытку вернутся к тому с чего начинал (то есть к точно выстроенному авторскому кино), так еще и предпринимает попытку политического заявления, которое по смыслу своему весьма пессимистично: олицетворение современного капитализма (герой Паттинсона) стремится к самоуничтожению, протест его оппонентов сводится к мелким заварушкам и бросанием то ли дохлых крыс, то ли тортов (чудный эпизод с Матье Амальриком), а главный антагонист в исполнении Пола Джиаматти столь же ужасен и отталкивающ, сколь и протагонист.
Остается лишь одно сомнение по отношению к этому фильму – не покажется ли он из-за своей излишней конструктивистскости и утонченности столь же безобидным, сколь и треволнения главного героя на предмет асимметричности его простаты ;-)
Алексей Першко
При использовании материала активная ссылка на данную новость
с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!