Хотя «Высшее общество» по понятным причинам имеет аналогичные канонические черты научной интеллектуальной фантастики 60 и 70 годов (в частности, Солярис и 2001 год: Космическая Одиссея), в аспекте снимков из космоса и минималистическом дизайне корабля с искусственным больничным освещением и наполненностью технологиями.
Но при этом в фильме чувствуется душа его создателя, французского мастера режиссуры Клэр Дени, которая добавляет в жанр глубоко прочувственный и живой портрет родительского горя и отчаяния, которые ответственные за то, что терпят их дети...
Сама Дени часто говорила о взаимоотношении с отцом, который вырастил ее во французской колонии Западной Африки и чья роль в машине насилия и угнетения была за пределами ее понимания в этом возрасте, но это серьезно повлияло на ее политику и искусство.
Она часто борется с ужасами колониализма в разных формах в своих историях, и эта строгая человеческая печаль стала для нее характерной. Формально «Высшее общество» сделано в стиле ее загадочного и тревожного психо-сексуального фильма о вампирах «Неприятности каждый день» и ее неумолимых жестоких нео-нуарских ублюдках, которые наблюдали, как главный герой теряет себя в нисходящей психологической спирали патриархального разрушения и высокомерия.
Оба фильма являются предвестниками того жесткого тона, который она взяла здесь, заполняя психологически вынужденную изоляцию космических путешествий несколькими слоями земных унижений и насилия – сексуального и иного.
Это и есть подводное течение «Высшего общества» - стремление к любви перед лицом этого ужаса, что напоминает одну из ее лучших работ за все время «35 стопок рома», прекрасный фильм об интимных отношениях отца и дочери, которые вынуждены адаптироваться к их постоянно меняющейся жизни, но сталкиваясь с парализующим страхом все превратить в руины, цепляются за воспоминания.
Руины и воспоминания – это главные элементы «Высшего общества». Дени подает информацию в ее типично эллиптическом нелинейном ключе.
У Монте (роль Роберта Паттинсона, превосходного во всех его покорно подавленных страданиях) в настоящем заботящегося о ребенке, который, как мы понимаем, последний из рожденных на борту корабля, два слоя воспоминаний.
Один размытый, снятый на 16 мм пленке - воспоминания о полузабытой жизни на Земле до того, как она стала непригодной для проживания, и второй – ряд однообразных процедур с экипажем из осужденных, которые были направлены к черной дыре для поисков альтернативных источников энергии, и одновременно служащих подопытными крысами в радикальных, иногда сексуальных экспериментах проводимых загадочным доктором-шаманом Дибс (играет великолепная Жюльет Бинош).
Дени часто размывает время и пространство на границе между временными слоями (одно касание, электрическое гудение и гудение корабля, иногда порождающего воспоминания о Земле, все это напоминает звуковой дизайн Дэвида Линча), пока мы медленно наблюдаем за тем, как Экипаж, посланный в безнадежное путешествие, скатывается по спирали в уныние и , в конечном итоге, насилие.
Хотя, предположительно, научно-фантастический фильм «Высшее общество» содержит, возможно, десяток реальных космических снимков. Большинство из них содержат кадры черной дыры, которая похожа на фотографии Interstellar, но формально приобретает более абстрактное звучание под контролем Дени – простое сопровождение шепота доктора Дибс «Расти, расти» до предмета, который она просто искусственно осеменила лирическим образом космоса.
Остальные – это просто несколько кадров, которые отражают сюрреалистическую тишину и одиночества космического пространства, как фото внешней части корабля, которая кажется неподвижной в его «постоянном ускорении», при этом внутренняя часть как будто движется назад, как странный обратный эффект головокружения.
Во всем остальном в фильме рассматривается команда корабля, которая, чтобы скоротать время, занимается различными делами: ухаживает за органическим садом, или проводят свободное время в «fuckboх». Психологическое и сексуальное одиночество некоторых приводит к безумию (посещение fuckbox балансирует на грани мистического и астрального), а других – к жестокому насилию, в то время как другие формы сексуального насилия находятся в руках доктора Дибс, которая на членах экипажа пытается узнать, можно ли зачать ребенка в космосе, несмотря на радиацию.
Повествовательный ужас этого ясен, но он еще более впечатляющ в характерно-чувственном изображении человеческого тела Дени. Текстурное качество кожи и телесных жидкостей здесь (особенно в отличие от грубых тканей скафандров и стерильных материалов отделки корабля), несомненно отталкивает некоторых, но они жизненно важны для того, чтобы подчеркнуть нашу биологическую хрупкость. Ряд самых ужасающих кадров связан с этим; в частности, связанный с результатом влияния черной дыры на тело человека (с отвратительным практическим эффектом, который воспроизвели под руководством одного из консультантов VFX из команды сериала ТвинПикс: возвращение), и это является одним из лучших, самых тревожных изображений космических путешествий когда-либо снятых в кино.
Некоторые из этих образов, а также шокирующий характер наиболее сексуальных и связанных с телесной жидкостью моментов (натурально показанные появления спермы и молока), уже вызвали критику после мировой премьеры фильма на Международном кинофестивале в Торонто.
Некоторые считают, что это получилось вопиюще грубо и жестко, но на самом деле то, под каким углом Дени рассматривает это в фильме, более чувствительно.
Страдания экипажа мрачные и угнетающие, но Дени приглашает нас стать их свидетелями для того, чтобы понять и принять силу убеждения Монте в его добровольной миссии, которую он принял под давлением ужаса и обстоятельств.
Сцены, в которых мы видели страдания Монте, изменившие его жизнь на Земле и корабле (один момент в финале с участием собак заставляет сжиматься сердце от осознания принципиального отличия его от нас) становятся еще более трогательными, когда мы дойдем до финала, который является одним из самых нежных и романтических изображений взгляда с края апокалипсической пропасти в будущее – и это единственное на что способны такие как мы.
Перевод: uzhik, специально для only-r.com
При использовании материала активная ссылка на данную новость
с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!