Отличный от всего, что вы в избытке видели раньше, режиссерский дебют актера-редактора-сценариста Брэди Корбета — историческая психодрама, или возможно драма исторического психоанализа, исследующая зарождение фашизма в своевольном мальчике из истеричных выходок и борьбы за власть. Снятый на фоне Парижской мирной конференции 1919 года, когда был подписан Версальский договор, фильм «Детство лидера» безгранично мрачен и убедителен, что подчеркивает замечательный объемный оркестровый саундтрек от музыканта Скотта Уокера.
Конечно, есть немного от «Белой ленты» (фильм режиссера Ханеке) в объединении в фильме развития изощренного разума ребенка и падения Европы в тоталитаризм. Здесь также есть отголоски фильма «На исходе дня» в отношении того, как жизненные перипетии впутывают семью большой усадьбы в дипломатические интриги. И хотя он разделяет беспристрастный взгляд Ханеке на человеческую природу, «Детство лидера» ни в коей мере не является подражанием. Полная страха, сползающая в некоторых моментах в артхаусный фильм ужасов, картина захватывает. Четыре кратких появления Роберта Паттинсона в картине заставят, возможно, некоторых девочек-подростков купить билет в кино; если так, то им стоит заранее подготовиться к бескомпромиссно-взрослому, умному и аллегоричному кинопроизведению.
Вставленные архивные кадры времен Первой мировой войны являются вступлением в первую из трех частей, на которые разделен фильм: «Первые истерики: проявляется суть вещей». Такие слова и способы мог использовать, например, Ларс Фон Триер, они как эхо ранних работ датского автора вроде фильмов «Европа» или «Королевство». Когда аккорды современной «Гибели Богов» Уокера затихают, давая фильму передышку, мы встречаем ангельского мальчика - потом мы узнаем его как Прескотта - о котором рассказывает фильм. 10-летний лондонец Том Свит, для которого эта роль является кинодебютом — настоящий бриллиант, зловещий Маленький лорд Фаунтлерой с длинными золотистыми локонами и невозмутимым лицом.
Прескотт живет во Франции с набожной матерью-немкой (Беренис Бежо) и отцом американским дипломатом (Лиам Каннингем), который был отправлен президентом Вильсоном в составе делегации для ведения парижских переговоров. Они живут в провинциальном городе, в полуразрушенном замке, который видел лучшие дни. Папа проводит много времени в городе, оставив сына с мамой и слугами – включая привлекательную учительницу французского языка Аду (Стэйси Мартин).
Все идет наперекосяк с того момента, как Прескотт без видимых причин начинает швыряться камнями в прихожан возле церкви, где он репетировал с местными детьми Рождественскую пьесу. Его мать велит ему попросить прощения у священника, который считает, что он должен попросить прощения у всей паствы — это первый конфликт между матерью и сыном в борьбе за власть, которая будет все больше обостряться в ходе фильма. Фоном является зимний пейзаж страны, ледяные дорожки, голые деревья и золотистая полутьма замка, который, как мы узнаем, украшал когда-то дядя Прескотта, мусульманин и текстильный магнат.
Затянутая в корсет, мама в исполнении Бежо выглядит сначала немного напуганной и смущенной, но вскоре мы понимаем, что ее болезнь гораздо глубже. Визит друга семьи Чарли (Роберт Паттинсон), который бывал в Германии во время или возможно сразу после войны, обостряет невыясненные вопросы. Существует ли роман между ним и матерью? Есть ли интрижка между отцом и Адой, учительницей французского? Наша точка зрения немного отличается от взгляда Прескотта, но мы разделяем его разочарование понять некоторые вещи. Он как одержимый бесом, спускается полуголым вниз, после того, как один из коллег отца по секретным переговорам называет его «милой девочкой», затем отказывается есть, когда мама отправляет его в комнату.
Он образ будущей Германии, которая хранит обиды, нанесенные взрослой Европой? Или просто умный упрямый маленький мальчик с социопатическими наклонностями?
Яркий, выразительный финальный набор кадров некоего будущего не столько дает ответы на вопросы, сколько ставит новые. Здесь саундтрек Уокера набирает силу до оглушительного уровня звука, имитируя солдатский марш.
В сочетании с атмосферной 35-миллиметровой съемкой, с набранным Корбетом звездным составом, фильм становится смесью острой поэзии и драматического накала.
Перевод: uzhik, специально для only-r.com
|