Пространство темное, черноту которого вы даже не можете себе представить. И тишина.
Не среднестатистическая тишина, когда ещё остаётся случайный ветерок, перемещающий песчинки или прикосновение воздуха или солнца, которые, кажется, обладают собственной звуковой частотой. Я имею в виду вакуумную тишину, ту, где даже крики исчезают.
Таким образом, что вы стали бы делать в одиночестве, пойманные в ловушку металлического контейнера, в компании лишь с маленьким ребёнком, зная, что обстоятельства никоим образом не изменятся? Когда ваши воспоминания являются чрезвычайно неприятными, это ещё мягко выражаясь, и ничто в вашей жизни не подготовило вас к тому, чтобы быть родителем, уже не говоря о том, чтобы стать родителем-одиночкой, в абсолютном одиночестве?
«High Life» - первый англоязычный фильм французского автора Кл'р Дени, и также ее первый научно-фантастический фильм. Не то, чтобы она была новичком в схожих жанрах, имея опыт с фильмом ужасов «Trouble Every Day» и криминальным триллером в «Bastards». Но конечно, быть Дени, значит всегда пытаться пойти вразрез с привычным для жанра, в большей степени исследуя основные инстинкты и желания людей, такие как еда, алкоголь, секс и любовь, чем собираются ли компьютеры убить нас всех. Так же это и в «High Life», где она соединяет группу сомнительных людей, чтобы посмотреть, как их характеры берут верх.
Монте (Роберт Паттинсон) является единственным членом команды на космическом корабле, который совершает полёт в одну сторону с миссией к черной дыре, находящейся в отдалённой части нашей солнечной системы. Его ежедневные задачи сводятся к уходу за садом и заботе о его маленькой дочери Уиллоу, которая родилась на борту.
Оказывается, Монте был частью некой группы самых ужасных молодых преступников, которым дали шанс избежать камеры смертников, отправившись в космос и приняв участие в репродуктивном эксперименте, проводимом такой же преступницей, но одновременно доктором, Дибс (Жюльет Бинош). Поскольку Монте соблюдает рутинный, но не совсем лишенный радостей распорядок дня, он вспоминает разнородную группу мужчин и женщин, с которыми он путешествовал, и как они медленно поддавались психологическому стрессу жизни на корабле.
Есть выгода: Монте должен представлять отчет каждые 24 часа, чтобы возобновить жизнеобеспечение, послав эти отчеты в некое место на Земле, чтобы иметь возможность продолжить существование, даже если они не могли бы быть получены.
Таким образом, для него было бы достаточно просто сделать так, чтобы заснуть однажды ночью с Уиллоу и никогда не просыпаться. Но он находит ритмичную, лирическую поэзию в своей повседневной жизни, в воспитании своей дочери, в гармонии, которая могла появиться только тогда, когда тени мира исчезли.
Но он все еще вспоминает другой способ жизни, иного вида поэзию, что была у него, когда корабль был полон. Но это не было лирично: это было первобытно и чувственно, и жестоко, поскольку люди на корабле, связанные только своим преступным прошлым, были вынуждены находиться там вместе.
И снова, Дени здесь идет вразрез с ожиданиями: вместо постоянной вакханалии еды, секса и крови, она выключает эти моменты, делая всё это ещё более убедительным. Это когда похотливый взгляд может привести к нападению на ничего не подозревающего члена экипажа, или тоска по невозможности вернуться на Землю, приводящая к добровольной изоляции.
Есть даже специальная комната для того, чтобы удовлетворять свои плотские желания в одиночку, и особая сцена с Бинош, которая даёт зрителю наиболее полное представление о ней; излишне говорить, что это эротизм в стиле Дени - наиболее потный и мускулистый, момент, который мог быть снят только женщиной – режиссёром, охватывающий взглядом любого человека любого пола. Хотя не все половые контакты так же желательны, две различные сцены сексуального насилия могут заставить некоторых зрителей задуматься.
Паттинсон хорошо подошел на роль Монте - тихого, стоического, целомудренного (по собственному выбору, и, в конечном счёте, в связи с обстоятельствами), и, по-видимому, единственного, кто мог быть способен адаптироваться к этой странной жизни преодоления пустоты.
Его любовь к дочери и забота видны в нежном обращении с ней.
Каждый из других персонажей представляет какой-то элемент: отчаяние от одного, сексуальный гнев от другого, и, надо отметить, Андре Бенджамин, один из товарищей Монте среди заключенных, который, кажется, находит мир раньше, чем он распространяется на Монте, и сопровождает его после того, как он остаётся один.
Скудный кинематографический видеоряд от Йорика Ле Со, начиная от суровых, резких, ярких коридоров корабля, который может стать странным заменителем дома - похожий на клинику, но со слоями пыли и зарастающий грязью, и до чувственности в тех немногих интимных моментах.
Стюарт А. Стэплс дает фильму свой странный, несколько экспериментальный взгляд, экспериментируя настолько же с командой, настолько и с аудиторией, окутывая этой средой, которую никому в действительности не хотелось бы испытать на себе.
«High Life» раскрывает свои секреты в этом размеренном, непоследовательном, все же отлично выверенном рассказе; в самом темном уголке космоса, в пустоте между звездами, и в маленьком кружке любви и даже, возможно, некоторой странной надежды, которую Монте взращивает, став свободным в какой-то момент от давления и обязательств перед другими людьми и от необходимости выполнять чью-то волю.
Перевод: Катюня, специально для only-r.com