Это общепризнанная истина, что то, что нравится девушкам, рассматривается как «преступное удовольствие».
Поп-музыка, реалити-шоу, ромкомы, сверхъестественные истории любви… Тем не менее по бессмертным словам Роберта Паттинсона: «Когда вы говорите «виновен» то, что вы на самом деле имеете в виду - просто удовольствие».
Фильм, на который Паттинсон ссылается здесь - романтическое вампирское явление 2008 года «Сумерки», который в этом году празднует свой десятилетний юбилей.
Режиссер Кэтрин Хардвик, Роберт Паттинсон, в роли ненавидящего себя, задумчивого и красивого Эдварда Каллена, вампира, который влюбляется в человека, неуклюжую новенькую девушку - Беллу Свон (Кристен Стюарт).
«Сумерки» никогда не получали хороших отзывов. Образ толпы кричащих девушек на премьерах был отвергнут с той же нелегитимностью, что и бойбенды. Любовные сцены контролируемы и эмоционально управляемы, непритязательный сценарий, позднее выпущенные серии можно охарактеризовать метафорой «секс = смерть», и у Беллы нет личности вне ее отношений с Эдвардом. Отступая от темы, через десять лет, я думаю, что пришло время вернуться к первому фильму «Сумерки» без предрассудков. Прежде всего, это единственный фильм из пяти в мега-франшизе, режиссером которого является женщина. Благодаря Хардвик - это еще и самый креативный и лучший фильм из всех. Кэтрин Хардвик взяла этот фантастический роман и превратила его в произведение искусства.
«Сумерки» рассматривался как инди-фильм во время производства, и Хардвик попросили сократить 4 миллиона долларов из своего бюджета за несколько недель до съемок. После неутешительного выступления «Джинсы-талисман» (2005), еще одной экранизации, основанной на популярной серии книг, мало кто верил в реальный успех фильма. Как наивны они были на счет силы девушек и женщин.
По сравнению с высоким уровнем глянца, присущего блокбастерам в остальной части Сумеречной саги, эта зернистость инди-фильма придает текстурированный реализм фильму и делает значительными декорации Форкса, штат Вашингтон. Фильм выдержан в сине-зеленых тонах, стиль Хардвик, выработанный в ее дебютном фильме «Тринадцать» (2003). За бескомпромиссный и шокирующий взгляд на подростковую тоску и бунтарство, «Тринадцать» получил режиссерскую награду на кинофестивале в Сандэнс и премию «Серебряный Леопард» в Локарно, а Холли Хантер была номинирована на Оскар за лучшую женскую роль второго плана. Если этот насыщенный колорит в «Тринадцать» должен был олицетворять мрачность их жизни, то в «Сумерках», в окружении густых лесов и гор, интенсивность сине-зеленой окраски и акцент на ландшафте определяет сильное ощущение физического присутствия. Такое чувство, что вы можете протянуть руку и прикоснуться ко всему этому.
Не боясь снимать историю интересным способом, Хардвик перенесла еще одну технику с «Тринадцати» - использование ручной камеры. Лучше всего это видно, когда Белла посещает дом Эдварда в первый раз. Когда он показывает ей свою комнату - скованный, неловкий «Эмм, да, это моя комната», как застенчивый школьник - сцена проигрывается в стиле cinéma vérité. Паре непривычно и неловко друг с другом. Они не знают, как существовать на их совместной орбите, и каждое движение неопределенно. Когда «Лунный свет» начинает играть в стереосистеме Эдварда, он делает шаг вперед, чтобы попытаться потанцевать с Беллой. Хардвик снимает в тряском ручном стиле, наблюдая за сценой, находя моменты – вертикальной панорамой от крупного плана Эдварда, берущего руку Беллы, чтобы танцевать, вплоть до их индивидуальных реакций. Когда пара движется ближе друг к другу, камера тоже приближается. Эти неуверенные движения прекрасно отражают их неопределенность.
Эта последовательность заканчивается красивым переходом в игру Эдварда, колыбельной Беллы на фортепиано, в то время как Белла наблюдает. Края комнаты окутаны тенями, в то время как свет льется через окна и обрамляет пару у рояля. Как будто мир исчезает, и только они двое вместе.
Это светотеневое освещение является визуально динамичным и художественным в том смысле, что такое освещение можно увидеть в нуаре или артхаусном кино, но не в подростковом фильме. Подобное освещение используется позже в сцене, где Эдвард и бродяга вампир Джеймс, одержимый охотой и убийством Беллы, сражаются в пустой балетной студии.
Кинокритик Харрис Данг недавно описал режиссуру Хардвик, как привносящую звено искренности в историю. Это потому, что она позаботилась об этом. Темы взросления и опасностей этого похожи на те, которые она исследовала в «Тринадцать», что делает «Сумерки» идеальным компаньоном. Безумная любовь, ощущение, что ты умрешь или, что наступит конец света, если вы расстанетесь, все эти драматические чувства, они очень подростковые. Хардвик понимала это, и в ее образах нет покровительства. Эта серия - не что иное, как дикие ска́чки, но по сравнению с одиночеством и депрессией «Новолуния» (2009, Крис Вайц), предстоящей войной в «Затмении» (2010, Дэвид Слейд) и высасывающим жизнь ребенком «Рассвета - I» (2011, Билл Кондон), «Сумерки» были невероятно человечными.
От их первого разговора до конца культовой сцены бейсбола, где вампир-охотник останавливает взгляд на Белле, оба, Эдвард и Белла оживают. Паттинсон напоминает мне Джима Старка, сыгранного Джеймсом Дином в «Бунтарь без причины», не только из-за его прически и внутреннего смятения, но и тем, как он смеется, как он удивлен тому что происходит. Он может играть вампира, но Эдвард, шагающий в школу рядом с Беллой, с тенями под глазами и улыбкой на лице или слегка нервным/слегка легкомысленным способом, приглашающий Беллу в свой дом на встречу со своей семьей - это моменты, которые все очень человечны в их изображении.
Что касается Кристен Стюарт, любое суждение о ее исполнении ошибочно. Для любого, кто говорит, что она лишена эмоций, Стюарт постоянно показывает именно то, что она чувствует: в заикании ее голоса, в желании побыстрее выбросить мысль из головы, в решительном положении ее челюсти или хихиканье, когда Эдвард игриво называет ее паукообразной обезьянкой (странные черты, просто смиритесь с этим). Нервозность, очарованность, желание проводить все свое время вместе с первой любовью - все это есть.
В недавнем интервью Daily Beast Хардвик подробно описала проблемы, с которыми она столкнулась, чтобы получить «Сумерки» в работу. Идеи и энтузиазм по поводу набора актеров с разным цветом кожи на роли Калленов не были приняты, но это не остановило ее с вспомогательным актерским составом: одноклассники Эрик, Анджела и Тайлер; Лоран, вампир из конкурирующего клана; официантка в закусочной, где Белла и ее отец Чарли часто обедают.
Кастинг, на самом деле, единственная вещь, которую Сумеречная Сага продолжала делать правильно. На протяжении всей серии коренные американцы и первые цветные актеры, которые были приняты на роли местного индейского племени Квилетов, играют стаю оборотней, естественных заклятых врагов вампиров (это обсуждение в основном касается вспомогательного состава. Тейлор Лотнер, играющий Джейкоба Блэка, главного оборотня и соперника в романтическом интересе к Белле, идентифицирует себя как француз-голландец-немец с далекой индейской родословной со стороны матери).
Хардвик также призвала сделать Беллу более сильным персонажем в сценарии. Чтобы казаться «немного менее пассивной, чем она изображена в книге», Белла снова и снова настаивает на своем, будь то ее отец или Эдвард, за что была названа в комментариях, «отвратительной», а также поощряет Анжелу быть сильной, независимой женщиной и самой пригласить Эрика на выпускной вечер. Мал золотник, да дорог.
Когда «Сумерки» «взорвали» кассу, заработав 192 миллиона долларов в выходные, Хардвик была отстранена, а режиссерами остальных частей серии стали мужчины. Успех «Сумерек» привел к увеличению числа кино-франшиз с героинями-женщинами: четырем фильмам «Голодные игры» и двум «Дивергент» - все также режиссированы мужчинами. Не верилось, что женщина-режиссер может справиться с такой масштабной франшизой.
Теперь, десять лет спустя, все меняется. Режиссеры фильмов «Идеальный голос 2» и «Идеальный голос 3» - женщины. В прошлом году вышла «Чудо-Женщина» Пэтти Дженкинс, а в начале этого года «Излом времени» Авы ДюВерней. Потребовалось некоторое время, чтобы женщинам доверили фильмы или франшизы с таким большим бюджетом. Хардвик стала неотъемлемой ступенькой к этой прогрессии.
Есть много всего, за что можно не любить Сумеречную сагу. Сценарий смешон, как и большинство спецэффектов. Удовольствие от фильмов было записано в «преступные удовольствия», хотя мои друзья вечно твитят о том, насколько им нравится смотреть ТВ-марафоны дважды в год.
Не секрет, что звезды саги Роберт Паттинсон и Кристен Стюарт ненавидели съемки в «Сумерках», но роли Эдварда Каллена и Беллы Свон открыли перед ними множество дверей. Они стали притчей во языцех, и двумя из самых интересных и востребованных актеров, работающих на данный момент, в главных ролях артхаусных и независимых фильмов, таких как «Персональный покупатель» (2016, Оливье Ассайаса) и «Хорошее время» (2017, Бенни и Джош Сэфди).
Мне нравится смотреть сагу «Сумерки», и я всегда это делала, но я никогда не смотрела другие четыре фильма тАк, как я смотрела «Сумерки». Другие фильмы забываются (буквально, я каждый раз забываю, что в них происходит), но отличительный стиль и артистичность «Сумерек» Хардвик всегда будут выделяться - не только из-за сине-зеленой цветовой палитры кинематографии и того, чем он отличается от других фильмов, но и из-за влияния, которое он оказал.
Если вы не видели фильм некоторое время, возможно, пришло время вернуться к нему, поскольку фильму исполняется десять лет. Присмотритесь к интересным ракурсам, обратите внимание на то, как камера движется в ручном стиле, перенося вас в историю. Кэтрин Хардвик знает, как исследовать подростковый возраст интересным, искренним и личным способом. Может быть, пришло время признать красоту всего этого.
Перевод: Marishka, специально для only-r.com