Как снять сильный приключенческий фильм о колониальных поисках, не сойдя за империалиста и не переборщив с напускной нравственностью?
Ранее колумбийский режиссёр Сиро Герра выпустил одних из лучших фильмов года "Объятья змея" о европейских исследователях в Амазонии в начале XX века, повествующий от лица их проводника. "Затерянный город Z" Джеймса Грэя, который снимался в тех же условиях, не столь принципиально новый, однако не попал в сеть полемики в стиле "плохого европейского благородного дикаря", сфокусировавшись на главном герое, движимым более высокой, благородной целью, чем слава и богатство.
Начинается всё не так. Когда мы знакомимся с майором Перси Фосеттом (Чарли Ханнэм), британским офицером, расквартированным в Корке, Ирландия, его уважают, но до определённой степени. В кулуарах один аристократ говорит другому: "Не повезло ему с предками". В парадной форме Фосетт выглядит щеголевато, но немного голым без медалей.
Шанс восстановить репутацию семьи выпадает ему в 1906 году, когда Королевское географическое общество решает послать человека для проведения чёткой границы между Боливией и Бразилией. Обе нации устраивают стычки, грозящие подорвать цены на каучук. Нейтральная сторона может помочь стабилизировать ситуацию. О, не стоит забывать, что это путешествие также пойдёт на благо науки и человечества.
Фосетт соглашается, оставив жену Нину (Сиенна Миллер) и юного сына. В старом фильме Нине не уделили бы внимания, но поскольку за двадцать лет Фосетт совершил три экспедиции, жертвы, на которые идёт его семья во имя исследований, почти без предупреждения становятся центральной темой фильма.
Всего было три экспедиции, в процессе первой Фосетт натыкается на физические доказательства (и молву туземцев) о затерянной в веках цивилизации посреди "зелёной пустыни" Амазонии. Это событие предвосхищает открытие Мачу-Пикчу западными исследователями, отчего от мысли о затерянном городе отмахиваются, как от детского лепета об Эльдорадо, но как только Фосетт убеждается в этом, то обретает цель своей жизни. Его выступление перед лордами из Королевского географического общества вызывало бурную реакцию стариков (лучшее, что видели янки со времён горячей линии с премьер-министром в вечерней передаче по телевидению), но ему покровительствует меценат Джеймс Мюррей (Энгус МакФадьен), охочий до славы.
Естественно, он становится членом второй экспедиции и первым, кто ломается в жёстких условиях, едва не убив всех (включая довольно забавного собрата Фосетта по путешествиям, сыгранного Робертом Паттинсоном).
Можно много говорить о кинематографическом искусстве Грэя (что не редкость, когда ведущий оператор режиссёра - Дариус Хонджи), но за неспешным плаваньем по реке, пронзаемой стрелами невидимых, обороняющихся аборигенов, скрывается завораживающий, эксцентричный сценарий, дающий ровно столько, чтобы зритель и дальше погружался в повествование. Сценарий Грэя (основанный на научной книге Дэвида Гранна) сворачивает с пути ожидаемых метафор о привычном безумии в джунглях.
Это не "Апокалипсис сегодня" или "Агирре, гнев божий". Тон фильма больше похож на Роберта Болта, описывающего людей в захватывающих природных условиях, со сценариями к "Лоуренсу Аравийскому", "Миссии", "Баунти". (В этом плане раннее визуальное совпадение может быть намеренной отсылкой к Лоуренсу.) Данный фильм – изучение морали мотивированной личности и преодоления неудач (будто я не знаю о Первой мировой войне).
Начиная с "Роковой страсти", Джеймс Грэй эволюционировал в режиссёра, претендующего на то, что "другие больше так не снимают". Даже несмотря на относительно скромный бюджет (в фильме нет масштабных декораций с сотнями статистов), его интимные портреты представлены глубже, чем в блокбастерах. Последний кадр фильма, который похож на удар в сердце в концовке "Роковой страсти", это яркое заявление о чуде, красоте и потере. Кусочек совершенства, который завсегдатаи кино тщетно ищут.
Перевод: Rara-avis.
|