Джеймс Грэй углубляется в мастерство, будоражаще представляя путешествие исследователя начала 20-х Персиваля Фосетта.
"Затерянный город Z" – фильм о триумфе стойкости, а не её цене. Режиссёр Джеймс Грэй придерживался идеи снять одноимённый фильм по вышедшей в 2009 году книге Дэвида Гранна – с рвением под стать герою этой документальной прозы, британскому исследователю Персивалю Фосетту, который провёл начало 20-го века в поисках затерянного амазонского города. Грэй пережил несколько неудач с финансированием данного проекта, когда наконец получил необходимые деньги и взялся снимать на 35-мм киноплёнку в джунглях.
Нет ничего негативного или двойственного в описании Грэем Фосетта (Чарли Ханнэм), его жены Нины (Сиенна Миллер) или других членов экспедиции вроде Генри Костина (Роберт Паттинсон) и сына Фосетта Джека (Том Холланд, "Первый мститель: Противостояние"). Кажется, Грэй считает этих людей великолепными и достойными восхищения, снимая их внимательно и с обожанием, чтобы мы полюбили их столь же сильно, как и он.
Большинство режиссёров подошли бы к "Затерянному городу Z" одним из двух путей: Фосетта выставили бы ущербным мечтателем, причинившим боль своей семье и окружающим, или живо представили бы его героем на задании, но проницательный Грэй аккуратно нащупал слабую и при этом чувственную середину между очевидными альтернативами.
Грэй всегда был методичным, крайне предусмотрительным режиссёром – эта взвешенность привела к таким изысканным фильмам, как "Хозяева ночи" и "Любовники", – но его проекты стали казаться немного мелкими или чересчур уныло сжатыми. "Затерянный город Z" – попытка Грэя снять совершенно другой фильм, и её результаты точно роскошное откровение, которое соответствует сложной творческой личности Грэя.
"Затерянный город Z" не традиционный, пользующийся успехом у широкой публики фильм. Он идёт 140 минут, зачастую напоминая приторно манящую мечту о свободе или смутное воспоминание, соединяемые либо старомодными наплывами, либо очень быстрой сменой кадров, чтобы показать скачущие мысли. Грэй не боится пустить сюжет в прожектёрство, таким образом показывая настроение своих героев. Поиски Фосеттом затерянного города в Амазонии могут показаться метафорой на съёмки этого сложного проекта, но Грэй охотится тут за более важной "птицей".
Грэй экспериментирует со структурой изображения, прерывисто перемещаясь туда-сюда во времени и не заботясь об импульсном нарастании или даже конкретных "драматических" сценах, так как, работая над фильмом, Грэй, не владея инстинктами драматурга, полагается, скорее, на набор навыков музыканта или художника. Поскольку Фосетт – прирождённый исследователь, часто кажется, будто Грэй тоже изучает способы, как рассказать эту историю, и никогда не прибегает к банальщине.
В предыдущих фильмах Грэя мужчины и женщины показаны в клетке семейной жизни и социальной среды, но "Затерянный город Z" повествует о людях, которые делают всё возможное, чтобы избежать этих сред и выйти за их рамки. Этот фильм упоителен тем, что Грэй убедительно внушает: смелый человек любого пола отыщет способ превзойти пределы своих возможностей.
Особым достижением тут можно считать отношение Грэя к жене Фосетта, Нине. В бесчисленных фильмах мы видим, как главный герой развивает сюжет, в то время как его жена или девушка сидит дома и чередует терпеливые улыбки с бессильными жалобами. Представленная Грэем и сыгранная Миллер, Нина Фосетт сама по себе отважная женщина и жёсткий упрёк всем "домохозяйским" ролям.
Нина по мере возможностей помогает своему мужу и пытается быть его напарником в поисках затерянного города, она даже изъявляет желание пойти с ним в одну из экспедиций. Пускай Фосетт достаточно прогрессивен в некоторых сферах, он явно мужчина своего времени в плане взглядов на свою жену.
"Ты настоящий", – как-то говорит Нина, слегка касаясь головы своего привлекательного мужа, словно его пребывание дома – мираж. В последней части "Затерянного города Z", когда Фосетт вместе с их сыном Джеком надолго уходят на поиски города, героиня Миллер достигает духовной экзальтации, которая в точности передаёт дух её мужа. Грэй создаёт у нас впечатление, что они идеально подходят друг другу.
Последние кадры "Роковой страсти" Грэя очень лирично передали судьбу героев, оставив неизгладимое впечатление, но он превзошёл себя последними кадрами "Затерянного города Z", которые сногсшибательно смешивают видимую красоту, незрелый феминизм, всеобъемлющую личную взаимозависимость и что-то ещё – нечто томительное и недостижимое. ("Надеяться на то, что прекрасно само по себе", – говорит Нина под конец фильма.)
"Затерянный город Z" отдаёт явным творческим прогрессом Грэя, который этим фильмом доказывает, что он – один из лучших и самобытных среди ныне живущих режиссёров.
Перевод: Rara-avis.
При использовании материала активная ссылка на данную новость с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
|