Скажу сразу - "High Life" не переступает ни одной границы морали в общепринятом смысле слова. Ни один момент не вызывает желания покинуть кинотеатр.
Основные эмоции - сострадание к каждому персонажу без исключения. И восхищение силой духа девочки-подростка, никогда не видевшей землю.
Фильм Клер Дени, вызвавший самые противоречивые реакции на премьерах в Европе и США - сундук с секретами. Каждый кадр - словно путешествие по темному коридору с миллионом углов. Что встретит зрителя за следующим - неизвестно.
Нас встречают, погружая в атмосферу тепла и невыразимой любви.
Монте чинит внешнюю обшивку корабля и переговаривается со своей плачущей дочерью. Издаёт нежные звуки, давая понять полугодовалой девочке - отец рядом. Бояться нечего. Малышка гулит, отзываясь на голос Монте. Срывается снова на плач, и в этот момент видно, насколько тяжело молодому человеку. Монте вздрагивает, роняя драгоценный инструмент в пустоту.
Монте и Уиллоу - истинная история любви. Нежность, не сыгранная, а прожитая, что взрослым, что ребёнком, делающим первые шаги на корабле, захлестывает, не оставляя равнодушным никого.
Тем страшнее контраст с на тот момент уже абсолютно одиноким Монте, выполняющим ежедневную рутину, к которой относится устранение трупов тех, с кем он прожил это время на корабле.
Фильм полон флешбэков для зрителя о жизни заключённых «до», для заключённых заготовлены сюжеты о земной жизни - помните о том, что вы потеряли, помните о том, что вам не принадлежит.
Действие фильма движется не по прямой. Мы видим Монте до рождения Уиллоу - приговорённый к смертной казни человек с твёрдыми моральными принципами. Он тот, кто противостоит доктору Дибс, он тот, кто не задумываясь, жестоко наказывает сокамерника, попытавшегося изнасиловать Бойзи - девушку, в которой потом и зародится спасение самого Монте.
Доктор Дибс в исполнении блистательной Жюльет Бинош - ведьма с чёрной косой и собственной трагедией. Она одержима вопросами репродукции, ставит безжалостные опыты на людях, неспособных остановить этот ужас. А сама она изнывает от отсутствия элементарного человеческого тепла.
Но ей не нужен ни молодой заключённый Этторе, ведомый лишь собственными инстинктами, и, в конечном итоге ставший реальной угрозой для женщин на корабле. Ей не нужен Чёрный - темнокожий человек, получивший свою кличку от русского сокамерника. Андре Бенджамин ( фронтмен группы «OutKast») блестяще играет мирного философа, возделывающего свой садик и ни на секунду не забывающего жену и дочь, оставшихся там, куда нет возврата. А сам Чёрный находит свой конец там, где нашёл подобие покоя - в земле. Ей не нужен Чандра - слабовольный капитан корабля ( Ларс Айдингер), снедаемый болезнью, но не скрывающий похоти.
Доктору Дибс нужен Монте - «монах» с железной волей, молодостью, положительной силой. Она отчаялась, а, значит, время для следующего ужасного эксперимента пришло.
Седативы, раздаваемые ею открыто и тайно подмешиваемые в питьевую воду, погружают заключённых в многочасовой мертвый сон. Дибс приходит в постель Монте. Только так она может получить его. Она рыдает над спящим тяжелым сном молодым человеком, насилием пытаясь разбудить его тело. Полученный «материал» становится частью плана доктора - появление идеального ребёнка с идеальными генами - Уиллоу.
Ее не волнует состояние Бойзи - девушки с лабильной психикой и матери поневоле, ломающейся окончательно. Она видит лишь ребёнка, выжившего в аду. И она знает - известие об отцовстве изменит Монте полностью.
Постепенно исчезают действующие лица, их истории забирают их жизни. Остаются лишь Монте и его повзрослевшая дочь. Девочка воспитана на обрывках видео, присланных с земли, и на принципах отца.
Вопреки намекам, распространившимся в твиттере, фильм ни на секунду не срывается на то самое «та-бу», о котором тихо, нежно пел Монте Уиллоу в младенческом возрасте. Отец видит, разумеется, взросление дочери, превращение ее в девушку.
Режиссёр находит безжалостные способы подчеркнуть физиологию этого процесса. Он любит своего ребёнка - именно ребёнка, свою дочь. Он ограждает самого себя и Уиллоу, выросшую на корабле, не понимающую многого, увеличивая физическую дистанцию между ними, но всегда оставаясь рядом, поддерживая, обучая. И именно дочь вселяет смелость в отца, помогая решиться сделать решающий шаг - шаг в неизвестность.
Отдельная тема - операторская работа в фильме. Йорик Ле Со не снимает Роберта Паттинсона - он рисует его, словно картину, погружая его лицо в тень, напротив, вынося на свет, подчеркивая глаза, скулы, слезы, текущие по щекам. Боль и страх, сменяющиеся улыбкой, обращённой к дочери, дающей ей ощущение дома.
Его камера запечатлевает ручку младенца, обхватывающую палец взрослого, босые ножки, делающие первые шаги в пустом коридоре.
Она безжалостна и к зрителю, демонстрируя кровь, сперму и пот. Искаженные страданием и наслаждением лица в замкнутом мире.
Несмотря на все это, на жестокость, господство инстинктов и боли, «High Life» - фильм о любви и надежде.
Финальные титры - не титры, а намного больше, как и все в этой ленте. Это песня, трогающая за сердце.
Талант Роберта Паттинсона как исполнителя - ни для кого ни секрет, но... С первых тактов, с первого «Willow» - нежного обращения к дочери, это - океан любви, гармонии, мягкого голоса, поющего своему дитя.
Большое спасибо за отзыв: irina_vingurt