Последняя историческая пьеса Мишо может и не быть эпической, но ее постановка свершилась.
Дэвид Мишо еще не снял великий фильм. Хотя он успешный режиссер, и большинство его фильмов, по крайней мере, визуально впечатляют. Должно быть, с ним круто работать, потому что он продолжает привлекать к работе таких высококлассных звезд, как Роберт Паттинсон, Гай Пирс, Бен Мендельсон и со-сценарист Джоэл Эдгертон. Кроме того, он захватывает новых звезд, таких как Брэд Питт, Тимоти Шаламе и Лили-Роуз Депп, что говорит о том, что его сценарии выглядят многообещающе. Тем не менее, несмотря на его неспособность превзойти свой дебютный фильм «По волчьим законам», 9-летняя карьера Мишо по-прежнему движется вперед. К сожалению, его новый фильм «Король» похож на его последние три: не великий, не ужасный, просто хороший.
Это начало 15-го века, и Англия завязана в вечном состоянии войны с мятежными шотландскими и валлийскими армиями. Хэл (Шаламе), принц Уэльский и наследник короля Генриха IV (Мендельсона), ненавидит жестокость своего отца в порождении и поддержании этой войны. С финансовой точки зрения о Хэле позаботились, но эмоционально он вполне может остаться сиротой. Он пребывает в этой ипостаси, живя за пределами дворца среди крестьян. Генрих IV презирает своего сына так же, как сын презирает его самого. Он ненавидит неуправляемый образ жизни Хэла, непрестанную смесь выпивки, секса и необходимость прогонять утренних посетителей в похмелье.
Фальстаф (со-сценарист Эдгертон) - тучный грубый и непритязательный военный стратег, который так же удобен в убожестве, как и в долгах, - его единственный постоянный друг, вероятно, потому что он не заботится о королевском достоинстве Хэла, то есть не соблюдает этикет. Они с Хэлом весело проводят время, распивая пинты и пьянствуя в таверне с песнопениями, Фальстаф всегда присматривает за своим юным другом. Но доброта не самое лучшее его качество - этот приз отходит к его способности предсказать дождь, основанный на ощущении в его колене, как у Карен с ее сиськами в фильме «Дрянные девчонки».
Рано утром Генрих IV смертельно заболевает и вызывает Хэла обратно в королевский дворец, чтобы сообщить ему, что он отдает трон его младшему брату. Это никого не удивляет на экране, но за кадром стоял коллективный гогот среди зрителей, когда все поняли, что младший брат, принявший на себя трон, был не кто иной, как Дин - Чарльз Чепмен, повторяющий свою роль Томмена Баратеона в «Игре престолов», только на этот раз его зовут Томас, и его лицо выглядит как-то на 10 лет старше.
Вскоре – чтобы не спойлерить, как он там оказался - Хэл вступает на престол в роли короля Генриха V. Он не делает ничего неэтичного или неприятного для этого. Новый король - хороший человек, и Англии намного лучше в его руках, которые держат страну под одеялом, сотканным из мира и политической прозрачности. Единственным негативным аспектом прихода Хэла на трон является замена его восхитительно вьющихся локонов длиной до подбородка на отвратительную стрижку«под горшок». Давайте просто спишем это на те времена.
Что еще более важно, Хэл быстро оставляет пьянство, чтобы подтолкнуть Англию к серьезным реформам в отношении заварухи в международных делах, которую оставил ему отец. Разница между дипломатиями Генрихов служит центральным этапом борьбы в фильме еще долго после смерти Генриха IV. Там, где IV добивался тотального доминирования, V стремится к договоренностям. Там, где IV хотел уничтожения, V хочет возрождения. Там, где IV проявил слабость из-за бесчувственной жестокости, V проявил мужество благодаря тщательному рассмотрению.
Однако насмешки со стороны дофина Франции (Паттинсона) с достаточно большого расстояния заставляют Хэла действовать. В типичной для V манере он долго обсуждает мирные варианты со своими советниками (в том числе с Фальстафом), рассуждая о цене войны, слабость власти и абсурдности тысячи смертей из-за самолюбия монархов и мелкой неприязни друг к другу. Но придирки Дофина слишком открыто оскорбляют Хэла, чтобы игнорировать их и сохранять уважение своего народа. Паттинсон великолепен, в роли вздорного французского мудака. Он тупой мерзавец, который в течение нескольких минут после встречи с Хэлом умудряется оклеветать английский язык («простой и уродливый»), как забияка-школьник, сболтнувший шутку про «твою маму», чтобы посмотреть на реакцию. У нас мороз по коже только от его вида - призрачно-белое лицо с ниспадающим водопадом светлых волос. Кроме того, он произносит каждую быструю, отрывистую английскую фразу с намеренно резким французским акцентом. Что за пошлость, спросим мы? Это спектакль.
Если в сценарии и есть величайшее достижение, то это усердие и лаконичность, с которыми Мишо и Эдгертон побуждают нас задуматься о том, как жестоко прошлое, и - в эпоху, когда круто говорить такие вещи, как «ничего не изменилось», - как мы действительно далеки от тех обществ на стадии формирования. Конечно, есть, казалось бы, бесконечное количество оснований для достижения равенства, но «Король» напоминает нам, что мы все должны быть благодарны, что мы находимся на стадии жребия человеческой эволюции.
Отличие между Генрихом IV и Генрихом V высвечивает беззастенчиво бесполезный хаос, то, чем являлась средневековая война. «Мне не нравится эта страна! Пошлите 50 000 человек грабить, насиловать и убивать! Потом мы, королевская партия, отпразднуем наше величие!» Это не цитата из фильма, но вполне может ею быть. Даже Хэл, со всей своей надеждой на мир, должен время от времени соглашаться на смертельные схватки один на один вместо настоящих сражений. Варианта без насилия просто нет. И для чего? Ранее в фильме, после того, как Хэл останавливает одно из сражений Томаса, не дав ему даже начаться, Томас яростно ругает своего брата: «Это поле должно было ознаменовать мое владычество!» Подтекст гласит: «Я невероятно эгоистичен. Все эти люди должны умереть, чтобы следующие несколько поколений могли думать обо мне, когда они смотрят на траву». К тому же, баланс сил между принцами и генералами и другими высокопоставленными не королями в большинстве случаев расплывчат.
А еще есть архиепископ Кентерберийский, жадный дурак, которого повсюду возят в роскошных носилках, в то время как Хэл бросает на него заслуженные недобрые взгляды. Он жаждет войны (то есть власти), поэтому он раздавал взятки, чтобы иметь право голоса. Он, по сути, комическое отступление, боксерская груша для всех желающих, как христиан, так и нехристиан, потому что любому, кто поддерживает средневековый менталитет крестоносцев, место в тюрьме, а «Король» не выходит в тюрьмах.
Тем не менее, сценарий Мишо и Эдгертона в равной степени полон голливудских условностей и банальностей, типа «У короля есть только последователи и враги» - фраза, которая уместна в данный момент, но чья лирика не может быть более пустой при дальнейшем рассмотрении. Мысль ясна: мировые лидеры несут слишком большую ответственность, чтобы иметь друзей. Но это, очевидно, не так. У всех есть друзья. Это просто дешевый сценарий, и это раздражающе популярно.
Также распространенным является тот факт, что через три года после взрыва на международной арене Шаламе превратился из милого мальчика во взрослого мужчину, даже если иногда он все еще выглядит как милый мальчик. Он появляется на экране почти каждую минуту и демонстрирует невероятную производительность. Он олицетворяет собой властного лидера - того, кто заслуживает уважения, а не требует его - со сложным гримом удивительно взрослого сочетания доброты, интеллекта и ужаса. Шаламе носит внутреннюю войну Хэла напоказ в каждом кадре. Метатекст сценария заставляет думать, что роль была написана для него. В конце фильма Хэл называет себя «мальчик, которым я когда-то был». В другом случае меченосец кричит более серьезно, чем это кажется возможным: «Где вожак?» в отношении молодого короля.
Гигантский средневековый военный эпос Мишо рекламирует великолепно снятую, Битву Бастардов – стилем исполнения (утопание в грязи и прочее), эмоциями, где-то между смехом и слезами, и стайкой больших актеров, пробующих совершенно новые вещи. Но после того, как 133 минуты пришли и ушли, сердце «Короля» безраздельно властвует над фильмом, и вот откровение: разговаривайте определенно и будьте честны. Это наша лучшая ставка на будущее без насилия, как и у Хэла.
Перевод: Marishka, специально для only-r.com