Масштабный и жестокий фильм «Дьявол всегда здесь» не для нетерпимых или брезгливых.
Довольно точная адаптация одноименного романа Дональда Рэя Поллока, этот южно-готический триллер Антонио Кампоса со звездным актерским составом прослеживает группу грешников сквозь время, когда все они бродят по городку Нокемстиф, штат Огайо, оставляя за собой след смерти, печали и сожаления.
Он может оказаться чрезвычайно мрачным фильмом, но сквозь всю эту тьму сияет проблеск надежды - надежды на побег из безумного мира, в котором вы застряли.
«Дьявол всегда здесь» связывает во времени отца и сына. Отец - Уиллард Рассел (Билл Скарсгард), возвращается домой после Второй мировой войны и внезапно ударяется в религию. Это ярая и опасная религия, которая вдохновляет мужчину поставить грубо сколоченный крест в лесу за своим домом и часами молиться. Уиллард влюбляется в местную официантку Шарлотту (Хейли Беннетт), и вскоре у пары появляется сын Арвин. Семья кажется счастливой, но все меняется, когда Шарлотта заболевает раком, Уиллард убежден, что сможет заставить Бога вылечить её, если только он и Арвин будут достаточно усердно молиться.
Когда Уиллард и Шарлотта впервые встречаются, они ненадолго пересекаются с Карлом (Джейсон Кларк) и Сэнди (Райли Кио), парой начинающих серийных убийц, которые рыщут в своей машине по проселочным дорогам, в поисках молодых автостопщиков, чтобы подобрать их и убить, и все это для того, чтобы Карл мог это сфотографировать. Он называет свои жертвы «моделями». Тем временем Хелен (Миа Васиковска), молодая женщина, с которой, как надеялась мать Уилларда, её сын сойдется вместо Шарлотты, попадает под чары странствующего проповедника Роя (Гарри Меллинг), который, вывалил себе на лицо целое ведро живых пауков, произнося проповедь о том, как Бог забрал его страх перед всеми паукообразными.
В дальнейшем Кампос знакомит нас с этими персонажами, когда ироничный рассказчик, сухо и смешно комментирует их «работу». Повествование - часто унижающее, доходящее до того, что одного персонажа называют «больным хером» после одного отвратительного поступка - напоминает мрачно-смешное повествование Барри Линдона, которое развлекало нас и помогало нам отслеживать постоянно меняющуюся, постоянно разрастающуюся историю.
Взрослого Арвина играет Том Холланд. В юношеской версии Арвин тих, его преследует травмирующее прошлое, и склонен к приступам насилия, особенно когда он видит, как люди насмехаются и издеваются над его приемной сестрой Ленорой (Элайза Сканлен, которой в настоящее время нет равных, когда она играет бледных, меланхоличных девушек, в центре трагедии). Ясно, что Арвин испытывает глубокие чувства к Леноре, и все осложняется, когда новый проповедник, преподобный Престон Тигардин (Роберт Паттинсон), приезжает в город и Ленора попадает в его поле зрения. И даже сейчас, пара серийных убийц, муж и жена Карл и Сэнди, все еще существует, избегая наказания за свои преступления с помощью брата Сэнди – местного (продажного) шерифа, которого играет Себастьян Стэн в относительно небольшой роли.
Паттинсон явно в ударе, играя одну из самых странных темных ролей в своей карьере. Я даже не могу сказать, какой акцент использует здесь актер, но это звучит так, как будто он не с этой планеты, не говоря уже об этой стране. Актер появляется только в самом конце фильма, и это выглядит так, как если бы он решил наверстать пропущенное время, жадно захватывая каждую сцену, в которой он находится. Возможно, для кого-то это покажется чересчур, но я подумал, что это идеально соответствует по большей части сюрреалистическому тону фильма. Или, может быть, мне просто нравится смотреть, как работает Паттинсон.
Холланд, к сожалению, не производит такого впечатления. Он главный герой по умолчанию, хотя также появляется в конце повествования. И хотя его работа с акцентом намного лучше, кажется, ему неудобно в этой роли. Часть этого дискомфорта встроена в персонажа, но вы также получаете отчетливое ощущение, что Холланд - который, несомненно, хороший актер - просто не подходит для этой роли. Он кажется слишком свежим, слишком чистым, чтобы играть такого одержимого, жесткого персонажа.
Тема, связывающая всех персонажей вместе - это вера и религия. Набожные в этом ансамбле слишком набожны – опасно, до такой степени, что такая вера может иметь ужасные, кровавые последствия. А те, кто не набожен, могут манипулировать теми, кто им нужен, например, как
Тигардин манипулирует бедной Ленорой, превращая ее в свою малолетнюю любовницу.
Результаты часто бывают ужасно жестокими, причем Кампос отказывается сглаживать
боль и страдания, которые испытывают эти персонажи.
Это не значит, что «Дьявол всегда здесь» суров. Несмотря на темную тему, фильм часто довольно забавен – хотя и в мрачном, черном юморе. Подсюжет с участием серийных убийц временами
бывает болезненно комедийным, и Кларк и Кио отлично его разыгрывают, причем Кио
играет Сэнди как немного легкомысленную особу, в то время как Кларк действительно склоняется к тому, насколько отвратительным может быть Карл.
И под всей этой кровью и мрачностью скрывается надежда. Не религиозное освобождение или принятие. Но, напротив, возможность сбежать. Возможность сбежать из маленького городка и прошлого, увязшего в травмах и боли. Если бы только эти персонажи могли просто уйти; уйти
и никогда не оглядываться назад. Этот свет в конце туннеля, кажется, всегда дразнит наших персонажей, особенно Арвина, который кажется из тех людей, которых можно было бы спасти - и обезопасить - если бы он просто ушел от всех этих потных, жестоких, ненавистных людей, которые кричат о вещах, которые они не понимают или в которые действительно верят. Я думаю, что это то, с чем многие из нас могут соотнестись прямо сейчас, и благодаря чему «Дьявол всегда здесь» ощущается фильмом, специально созданным для нынешней адской ситуации, в которой мы все оказались в ловушке.
Перевод: Marishka, специально для only-r.com