Главная » 2019 » Январь » 10 »

Мягкое и жесткое: Клэр Дени о “Высшем обществе”



Мягкое и жесткое: Клэр Дени о “Высшем обществе”
10.01.2019   13:12    
Robert Pattinson В фильме “Незваный гость” (2004) Клэр Дени есть кадр, на котором младенца держит на руках его отец, и это может быть самое восхитительное и нежное изображение такого рода, которое я когда-либо видел в фильме.

Первые десять минут нового фильма “Высшее общество” предлагают продолжить и глубже изучить этот момент, наблюдая за Монте (Робертом Паттинсоном), по-видимому, единственным взрослым, выжившим в глубоком космосе, когда он кормит, переодевает, обнимает и утешает маленькую дочь Уиллоу, которая, казалось бы, является его единственным (живым) спутником на космическом корабле, похожем на общежитие, разделенное на камеры и заваленное анахронистически выглядящими плоскими экранами.


Когда худощавый, коротко остриженный Монте не заботится о своем ребенке, он ухаживает за искусственным райским садом, расположенным где-то в недрах корабля, плодородным пространством, просто ожидающим, когда там расцветет грех и, тем самым, придаст смысл его зелени. В конце концов, рай настоящий, только когда он потерян.

“Табу” - это первое слово детского лепета, произнесенное вслух в “Высшем обществе”, и это также, вероятно, последнее слово в фильме, который так тревожно смотреть и анализировать, как “Что ни день, то неприятности” (2001) Дени, которые схожи в своем выборе жанровых тропов - здесь фантастика, вместо боди хоррора - и своем крайне пугающем сексуализированном насилии.

Постепенно выясняется, что Монте и другие члены миссии (играли, в частности, Миа Гот, Ларс Айдингер, и деликатно держащийся в тени Андре 3000) все осужденные, а не обученные астронавты; первоначально они были отправлены в космос под предлогом изучения черной дыры, но на самом деле были выбраны для других, более гнусных целей, и без права обжалования, потому что они преступники.

Из запутанных воспоминаний (отличный монтаж Гая Лекорна) мы видим жестокие, но предсказуемые результаты помещения настолько агрессивных, отчаявшихся людей вместе в замкнутом пространстве; в одном раннем, незабываемом, измененном из “2001 год: Космическая одиссея” эпизоде показано, как группа трупов в космических костюмах выбрасывается с корабля, зависая перед камерой Йорика Ле Со в течение короткой молчаливой вечности.

На Международном кинофестивале в Торонто неоднозначная атмосфера премьеры “Высшего общества” в вместительном зале Рой-Томпсон-Холл (с сиденьями в виде галерки для критиков, придающими новый смысл термину “Высшее общество”), неожиданно уступившая место головокружительной волне онлайн похвал, смею заметить, серьезных и искренних (и неизбежно способствовавших последующему приобретению фильма A24), была в значительной степени подпитана ощущением шока. Ведь, если честно, вряд ли голая Жюльетт Бинош, подобно Изабель Аджани извивающаяся на серебряном дилдо (один из немногих штрихов Жулавски в фильме, которые на несколько световых лет ближе к польскому безумцу, чем к Кубрику) могла не запасть в умы впечатлительных молодых киноманов. Все было бы также, если бы Twitter существовал во время “Что ни день, то неприятности”.

Если выпуск A24 линии миниатюрной копии ручной работы “fuckboxes” или лицо Роберта Паттинсона во время оргазма на мемах в стиле “Нимфоманки”, это то, что нужно, чтобы фильм одного из величайших мировых кинематографистов сделал кассовые сборы в Северной Америке, что крайне маловероятно, желаю успеха. Но, несмотря на всплывшие коммерческие провокации, “Высшее общество”, по крайней мере, приблизился к более поздним фильмам Дени, “35 стопок рома” (2008) и “Славные ублюдки” (2013) и их неодинаковым, но очень похожим взглядам на чрезмерную отцовскую привязанность.

В “35 стопок рома” Дени ловко пропустила “Позднюю весну” Одзу (1949) через историю отца, который должен научиться отпускать свою взрослую дочь (в интервью она привела в пример своих мать и дедушку в качестве аналогии с фильмом). Изысканная меланхолия фильма связана с болью и необходимостью принятия изменений в заданных эмоциональных рамках, а его визитная карточка, танцевальная композиция “Commodores” в качестве музыкального сопровождения, показывает хореографию постепенно исчезающей близости.

Между тем, “Славные ублюдки” не щадит вообще, целиком Полански в своем кошмарном откровении в стиле “Китайского квартала” о сексуальном насилии в семье (реконтекстуализируя “Put Your Love In Me” даже более полно, чем его предшественника “Ночную смену”). Обе траектории ведут к щекотливой ситуации в “Высшем обществе”, когда, демонстрируя какую-то поистине безжалостную быстроту, Дени перескакивает во времени, так что Уиллоу становится зрелой девочкой-подростком (Джесси Росс). То, что эта трансформация раскрывается в сцене, где она и Монте делят постель, является просто проявлением откровенности Дени. Перефразируя другой биологически мыслящий фильм ужасов: если космос - это место, где никто не может услышать ваш крик [“Чужой”], то, что еще вам может сойти с рук, когда никто не слушает (или не смотрит)?

“Нарушите законы природы, и вы заплатите за это”, - говорит Монте в какой-то момент, и смысл “Высшего общества” - или один из них, поскольку, как и все хорошие фильмы, он кажется не поддающимся упрощению – в том, что даже в уродливом, закрытом черном ящике, парящем на краю галактики, природа и ее законы главенствуют. Вопрос о том, является ли преодоление “табу” нарушением законов природы или подчинением им, занимает здесь центральное место, хотя если есть еще один режиссер с таким низким соотношением агрессивного мировоззрения к явному самовосхвалению, как Дени, мне трудно назвать его. (Я представляю версию “Высшего общества” Йоргоса Лантимоса, а затем понимаю, что это был “Клык” [2009], но только здесь на самом деле больше собак, плюс все эти космические вещи).

Около пятнадцати лет назад, с “Что ни день то неприятности”, Дени, возможно, старалась немного сильнее напугать аудиторию, чем сейчас. Но, даже при том, что это перемещает ее в другую стратосферу производственных затрат и сотрудничества с кинозвездами - с Паттинсоном, продолжающим демонстрировать хороший вкус с кинорежиссерами после первого судьбоносного доверия, оказанного Дэвидом Кроненбергом в “Космополисе” (2012) - “Высшее общество” показывает, что Дени комфортно работать в такой новомодной манере, как в “Впусти солнце” (2017). Она никогда не навязывает свои образы, которые поражают, не выходя за рамки повествовательной функции, и больше не теряется в эллиптических зарослях а-ля-“Незваный гость”, который, вероятно, является ее самым выбивающимся из колеи фильмом.

С точки зрения содержания и смысла, “Высшее общество” совсем не прост, и, тем не менее, его техника создает впечатление легкости, как будто его различные замысловатые взаимосвязанные элементы просто плавают, как в невесомости.

К мастерству, я предложу подойти под другим углом: Жюльетт Бинош с французской косой - сыгравшая безумного ученого, похожую на ведьму, которая, как выяснилось из воспоминаний, использовала Монте и других податливых обитателей их межпланетного корабля для каких-то странных, маниакальных, фетишистских экспериментов, результатом которых является ребенок, как открытие -

1) здесь такая же суррогатная мать с точки зрения режиссера, как и в “Впусти солнце” и

2) в некотором роде, это вообще обо всем искусстве Дени, вращающемся вокруг идеи замены материнства какими-нибудь новыми сексуальными заместителями.

Как бы скучно ни было интерпретировать любой загадочный, сложный фильм как скрытую аллегорию “американской ночи” о кинопроизводстве, “Высшее общество” с его беспощадным акцентом на закрытых экосистемах, межличностных отношениях и бесконечно регенеративных изображениях, повествовании и тематических итерациях “творения”, кажется, отвечает их требованиям. Кроме того, он содержит, подобно коварно анаморфированным монолитам Кубрика и Зоне Тарковского, таинственную, но четко очерченную метафору киноэкрана как такового - черную дыру, открытую перед Монте и Уиллоу в финальной сцене, абстрактное полотно, нарисованное компьютерной графикой, чей опасно несвязанный творческий потенциал подчеркивается финальной репликой девушки (и фильма): “Пойдем?”

“Пойдем?” - это, конечно, приглашение (именно поэтому за ним обычно следует слово “танец”), и по мере того, как приглашения поступают, это звучит очень похоже на мантру, цитируемую нудным ясновидящим Жерара Депардье в конце “Впусти солнце” и нерешительно принятую упрямой, но внушаемой героиней Бинош Изабель: “Будьте открыты”. Независимо от его полезности, для Изабель или кого-либо еще, этот поверхностный “Грядет что-то новое”, якобы позитивный и обманчиво смиренный лозунг, вероятно, лучший совет о том, как смотреть “Высшее общество”, хотя Дени и не дает нам большого выбора в конце.

“Высшее общество” – вовсе не легкий фильм, который всем понравится, но его сочетание неуловимых, мимолетных ощущений и неприкрытой травмы как от тупого предмета неотразимо; это фильм, который отступает и атакует одновременно. Цитируя другой научно-фантастический фильм о людях, смело идущих туда, куда никто не шел раньше [“Звездный путь”], “Сопротивление бесполезно”.

Cinema scope: Я хотел бы начать с первого слова фильма, “табу”. Это почти как обещание, что будет провокация, или что что-то будет нарушено в конце.

Claire Denis: Это могло быть название фильма: “Табу”. В этом маленьком мире на корабле, вы увидите молодого человека, который внезапно становится ответственным за ребенка. Это не входило в его планы, понимаете? Возможно, он мог бы убить ребенка, но не сделал этого. Может быть, он думал о собственной смерти, о том, что его там не будет, а она останется, но, как и многие люди, он живет только настоящим. Он не может прогнозировать то, что произойдет в будущем. Поэтому он говорит с ней о переработке отходов, о том, как для того, чтобы иметь воду на корабле, они пьют свою мочу, и вот почему это “табу”, и когда он говорит это и смотрит на нее, в этом что-то есть, независимо от того, имеет ли он это в виду или нет.

Scope: Мы учимся быть осторожными в том, что говорим нашим детям, потому что дети слушают - они впитывают все, что слышат.

Denis: Да. А потом, когда она становится больше похожа на взрослую молодую женщину, и она спит в его постели... в это время он не использует слово “табу”. Я думаю, потому что он боится.

Scope: Вы говорите о настоящем времени, и что интересно, работа Монте - уход за садом, кораблем и его дочерью - все укладывается в 24-часовой цикл. Он должен делать эту работу специально для того, чтобы системы продолжали функционировать еще один день, что, может быть, метафора жизни в настоящее время, как вы говорите, или, может быть, просто реальность жизни в космическом пространстве?

Denis: Я провела много исследований для этого фильма в Европейском космическом центре в Кельне, много изучала. Космические станции, вращающиеся вокруг Земли, пролетают очень быстро. Люди, живущие там, делают все по 24-часовому графику: это то, что им нужно. У них есть расписание со временем отдыха, временем сна, еды, питья и опять сна. На все 24 часа. Из них они спят только один или два часа, они не могут спать как обычно. Речь идет о расширении заведенного порядка, чтобы они могли функционировать. Этот 24-часовой график в течение шестилетнего путешествия… Единственное, перед чем наши тела не могут устоять - это время. Поэтому нужно постараться организовать время.

Scope: Фильм на самом деле не пытается организовать время; он дезорганизует его и имеет очень запутанную хронологию. Или, скорее, это начинается с того, что кажется очень линейным порядком и внезапно становится совсем нелинейным, со вспышками вперед-назад во времени…

Denis: Сценарий всегда начинался с ребенка и сада, а Монте присматривал за ними обоими. А потом, с первыми шагами дочери по коридору, мы видим вспышку прошлого.

Scope: Нам требуется некоторое время, чтобы понять смысл: не только то, что корабль находится в космосе или что все члены экипажа - за исключением Монте - умерли, но и то, что все там были преступниками, и что маленькие кусочки прошлого, которые мы видим, привели их в эту тюрьму в космическом пространстве. В некотором смысле, “Высшее общество” - это фильм про тюрьму, верно?

Denis: Это фильм про тюрьму, точно.

Scope: За исключением того, что в отличие от большинства тюремных фильмов, нет никаких шансов на побег, потому что вы уж точно не можете вырваться из тюрьмы в космосе.

Denis: Они могут это сделать, если умрут.

Scope: Это правда. И именно об этом вы сделали этот невероятный кадр во вступительной заставке фильма.

Denis: Вы имеете в виду кадр с падающими телами.

Scope: Да, это очень западает в память, и образ, и мысль о том, что для Монте все эти трупы -просто балласт.

Denis: Он знает, что хранить их в холодильнике бесполезно.

Scope: Помимо тюремного фильма, здесь разворачиваются и другие жанры: научная фантастика, да, но также ее подгруппы, например фильм о сумасшедшем ученом. Доктор Дибс немного сумасшедшая личность, я думаю.

Denis: Но, доктор Дибс не сумасшедший ученый. В первую очередь, безумие заключается в организации, которая отправила их туда. Она тоже жертва всего этого. И работник. Не имеет значения, что ты работник, когда ты приговорен к смерти. Она больше похожа на капо в концлагере. Внезапно она поверила, что ее долг – добиться успеха в создании жизни, в рождении ребенка. Давным-давно я читала одну из книг Стивена Хокинга, в ней были рисунки идеального инкубатора для рождения ребенка в космосе, и он был с крышкой. Безопаснее, чем беременность, безопаснее, чем тело. Инкубатор с крышкой. Это было забавно, но он также говорил серьезно о том, что длительное путешествие в космосе может сделать с телом. Люди будут стареть быстрее, и к тому времени, когда они достигнут места назначения, они больше не смогут растить ребенка из-за того, что постарели. Сразу же возникнет необходимость в новом поколении.

Scope: Эта срочность чувствуется в том, как доктор Дибс говорит и действует. Это очень двусмысленная идея: она им всем как мать, но ей нужны их тела и их жидкости, чтобы создать жизнь. Она играет в Бога по доверенности.

Denis: Девочки возмущены этим. Парни, ну, собрать сперму не так уж и сложно. Только Монте это не нравится: она называет его монахом. Это не связано с религией, но он в ужасе опрокидывает свои жидкости.

Scope: Она может получить его жидкости, только накачав его наркотиками - она добирается до него, пока он спит. Это очень тревожная сцена, по сути, сцена изнасилования.

Denis: Хотя это мягкое изнасилование. В фильме есть еще одно изнасилование, которое жестче. Красть сперму у мужчины - его “святую жидкость”, как я ее называю - совсем другое дело.

Scope: Понятия “мягкое” и “жесткое” интересны в контексте вашей карьеры, потому что есть несколько фильмов – “Что ни день, то неприятности”, и пожалуй “Белый материал” (2009) или “Незваный гость” – в которых много “жестких” эпизодов, но они в некоторой степени дают ощущение нежности, в то время как поверхностно легкий фильм, “Впусти солнце” показался мне более жестким - даже“жестче”, чем “Высшее общество”. “Впусти солнце” не светлый фильм…

Denis: Нет! Ни в коей мере. Это ужасно. Это ужасная история. Это катастрофа. Особенно в конце, в последней сцене.

Scope: Вы имеете в виду ясновидящего? Разве совет, который он ей дает, не ласков? “Будьте открыты”?

Denis: Да, хотя я думаю, в этой сцене “Будьте открыты” звучит очень устрашающе, разве нет?

Scope: Я хочу на минуту вернуться к идее экстремальности: я обнаружил, что многое из того, что мы видим в “Высшем обществе”, очень тревожит - не только насилие, но и пустота и уныние. Чувствуете ли вы, время от времени, что эти кошмарные образы это просто те вещи, из которых вам нужно выбраться? Осознаете ли вы, в такие моменты, что вам как будто тяжело идти?

Denis: Я не осознаю эту “тяжесть” во время съемки. Я чувствую столько нежности к персонажам. Даже к молодому парню пытающемуся изнасиловать девушку… Я понимаю его. Он так расстроен, он так молод. Я с ними всю дорогу. Кент Джонс, увидев фильм для отбора в Нью-Йорке, сказал:

“Клэр, ты такая храбрая”. Я подумала: “Храбрая?” Я ничего об этом не знаю. Я не храбрая. Возможно, я немного сумасшедшая, но не храбрая. Такие вещи, как в этом фильме происходят, не так ли? В концентрационных лагерях или в тюрьмах...это не надуманно.

Scope: Эстетика фильма интересна: люди называют его lo-fi, но мне любопытен дизайн, особенно корабля. Например, контраст между условиями проживания в спальном корпусе и красивой природной зоной сада.

Denis: Спальный корпус и коридоры - вот что такое тюрьма. Но зато, на борту имеется сад … сад был первым изображением для фильма. С самого начала. Я подумала, что если вы отправляете людей в космос для того, что по сути является пожизненным заключением, вам бы нужен такой сад, для витаминов и подобных вещи. Это, конечно же, промышленный сад, так что вы могли бы использовать его для выращивания конопли. За время с начала фильма, сад вырос, это больше не промышленный сад. Он больше похож на рай. Единственный рай, который там может быть. Это Эдем.

Scope: Я думал об Эдеме и подумал, не связано ли это с цифрой “7”, написанной снаружи корабля. А потом в сцене с другим кораблем, полным собак, я увидел, что этот корабль был под номером “6”, и задумался о взаимосвязи между ними - может быть, как с космической программой, они отправили собак первыми.

Denis: Вообще-то, это “9”, а не “6”.

Scope: Я смотрел на него вверх ногами.

Denis: “Номер девять, номер девять.” Корабль номер шесть был бы “Инферно”.

Scope: Был ли план представить космос и космическое путешествие минималистически?

Denis: Что минималистично, так это бюджет. Когда вы используете 3D спецэффекты, нужно слишком много денег. Я спроектировала корабль сама, с коридором в центре и всеми камерами, как идеальная тюрьма. Так что если внутри так, то снаружи должна быть коробка. За пределами Солнечной системы нет атмосферы, нет трения, поэтому коробка может летать так же хорошо, как и все остальное. Люди, занимающиеся спецэффектами были немного оскорблены этим, они думали, что это будет трудно. Мне потребовалось много времени, чтобы убедить их сделать эту коробку. Что касается черной дыры, то я долго работала над этим с датским художником Олафуром Элиассоном. Для любого фильма со спецэффектами бюджет должен быть вдвое больше, но я настаивала на своем выборе и делала это по-своему.

Scope: Во время просмотра я не мог не думать о Кубрике и Тарковском. Для Вас было также во время работы?

Denis: Я не смогла бы забыть эти фильмы. “Солярис” (1971) отличный фильм и отличный пример научной фантастики. Это было также очень дорого! Тарковский всегда получал все, что хотел. Я работала с меньшим. Поэтому я думала о том, чтобы сосредоточиться на персонажах больше, чем на борьбе за спецэффекты. Однако, насколько я помню, “Сталкер” (1979) - это о мужчине и его дочери, и он единственный, кто может попасть в Зону. И тогда Зона - это что? Это цвет. От черно-белого вы переходите к цвету. И это самый красивый спецэффект, который я когда-либо видела.

Scope: Ну конечно же, вы только что описали конец “Высшего общества”.

Denis: Да



  Перевод: Marishka, специально для only-r.com


  При использовании материала активная ссылка на данную новость
с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!

Теги: Claire Denis, High Life, Клэр Дени, Высшее общество, Роберт Паттинсон, Robert Pattinson
High Life Источник Маришель 980 10
Форма входа    

Категории          
Bonne nuit РОБОмир :)) [327]
Déjà vu [36]
Only Rob. ИМХО [17]
High Life [113]
Девица/Damsel [42]
Маяк/The Lighthouse [100]
Хорошее время/Good Time [36]
Детство лидера [72]
Жизнь/Life [164]
Затерянный город Z/The Lost City of Z [161]
Звездная карта/Maps to the Stars [179]
Космополис/Cosmopolis [382]
Королева пустыни [94]
Милый друг/Bel Ami [30]
Ровер /The Rover [267]
Сумеречная Сага [288]
Рекламные кампании/Dior [315]
Другие работы Роберта [41]
Несостоявшиеся проекты [131]
Интервью и статьи [583]
Мероприятия [343]
Номинации/Награды/Голосования [102]
Личная жизнь [179]
Обзоры новостей и твиттера [289]
Пресса [577]
Таблоиды [646]
Настроение дня [526]
Не Робом единым... [27]
Всякое-разное [496]
Невозможное возможно [26]
Новости сайта [470]
Фотогалерея [2601]
Мультимедиа [1112]
Король/The King [30]
Waiting for the Barbarians [20]
Личные интервью [115]
The Devil All the Time [29]
Batman/Бэтмен [149]
Tenet/Довод [82]
О Роберте с улыбкой и всерьёз [20]
Микки 7/Mickey 7 [5]
Мы в сети        
Изображение  Изображение  Изображение
Изображение  Изображение  Изображение

Поиск по сайту
Интересно!!!
Архив записей  
«  Январь 2019  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031

Последние работы  

Twitter            
Цитаты Роберта
"...На необитаемый остров я бы взял книгу «Улисс» — потому что только там я бы ее прочитал."
Жизнь форума
❖ Вселенная Роба - 13
Только мысли все о нем и о нем.
❖ Флудилка 2
Opposite
❖ Суки Уотерхаус/Suki Wa...
Женщины в жизни Роберта
❖ Пиар, Голливуд и РТП
Opposite
❖ Вернер Херцог
Режиссеры
❖ Клер Дени
Режиссеры
❖ Tenet/Довод
Фильмография.
Последнее в фф
❖ Мое сердце пристрастил...
Собственные произведения.
❖ Мое сердце пристрастил...
Собственные произведения.
❖ Мое сердце пристрастил...
Собственные произведения.
❖ Мое сердце пристрастил...
Собственные произведения.
❖ Мое сердце пристрастил...
Собственные произведения.
❖ Мое сердце пристрастил...
Собственные произведения.
❖ Мое сердце пристрастил...
Собственные произведения.
Рекомендуем!
5
Наш опрос       
Какая роль Роберта Вам больше нравится?
1. Эдвард/Сумерки. Сага.
2. Тайлер/Помни меня
3. Эрик/Космополис
4. Якоб/Воды слонам!
5. Сальвадор/Отголоски прошлого
6. Жорж/Милый друг
7. Тоби/Преследователь Тоби Джагга
8. Седрик/Гарри Поттер и Кубок огня
9. Рэй/Ровер
10. Дэниел/Дневник плохой мамаши
11. Гизельхер/Кольцо Нибелунгов
12. Арт/Переходный возраст
13. Ричард/Летний домик
14. Джером/Звездная карта
Всего ответов: 506
Поговорим?        
Статистика        
Яндекс.Метрика
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Изображение
Вверх