Обзор «High Life», нового фильма Клер Дени с Робертом Паттинсоном, Мией Гот и Жюльет Бинош, премьера которого состоялась на Туринском Кинофестивале 2018.
«Глас народа – глас Божий» - это высказывание, с которым я никогда не был согласен, даже не касательно вопросов кинематографии. Это не вопрос снобизма. Но если голос народа (понимаемый как просмотр потока фильмов, а затем комментарии под фильмами от Лантимоса, «это отстой, жизнь намного проще») и его защитников (Дзалоне полезен, потому что он приносит деньги кинотеатрам ) становятся оглушительными, вам нужны наушники, потому что о больших фильмах не говорят много, именно поэтому они не выходят в bluray, и поэтому я злюсь.
Потому что, смутно улавливая «глас народа» на сеансах «High Life» Клэр Дени, может сложиться впечатление, что они посмотрели «2001» режиссера Томми Вайсо.
Вместо этого мы только что увидели один из самых тревожных и провокационных фильмов последних сезонов, отчаянный и неуловимый шедевр очеловеченной научной фантастики.
Исходя из сценария, продуманного самой Дени совместно с давним коллегой Жан-Полем Фаржо (сценаристом «Beau Travail», а также «Pola X» Каракса) это более чем мрачное будущее, в котором заключенные становятся морскими свинками, отправленными в космос для выполнения чрезвычайно самоубийственных научных миссий, от исследований энергии космоса до нездоровых вспомогательных экспериментов по оплодотворению.
Переключаясь между молодостью и взрослой жизнью Монте (Роберт Паттинсон), между чувственной пыткой доктора Дибс (Жюльет Бинош), будущим одиночеством и динамикой других заключенных на борту одного космического корабля, я стараюсь избегать гиперболы, но я не могу.
То будущее, которое было расписано Дени, - это будущее библейских скорбей, потерянное, в котором наказание для тех, кто совершает ошибки, приходит скорее при жизни, чем после смерти.
В то время как серьёзные научные амбиции и «чудо жизни» помещаются рядом с удовлетворением примитивных потребностей и жалкими лужицами спермы.
Сцены, в которых показывается последнее, являются самыми яркими образами фильма, но они не связаны с любовью или эротикой, а относятся к нездоровым злоупотреблениям над телесным.
Пространство не комфортное, напоминает чистилище, весьма пугающее, в то время как Земля (которую мы почти не видим, если не только не в форме фрагментарных воспоминаний), вероятно, не лучше.
Космический корабль, лишенный всех клише научной фантастики, больше похож на медицинскую клинику, где никто не успокаивает вас, на заброшенное родильное отделение, в котором мы слышим звуки музыки Стюарта Стэплза; и медленно, пока фильм совершает свои скачки, он становится самой большой и негостеприимной, предательской матерью.
С медитативным настроением, которое сочетается с инерцией экипажа, без следов спецэффектов или футуристических атрибутов, Дени дебютирует на английском языке и в жанре, насколько это было возможно, уверенным шагом, но в то же время, защищая свой европейский авторский взгляд.
В «High Life» вспоминается молчаливая изоляция «Moon» (2009, Duncan Jones), но философия или любой юмор немедленно сметаются свинцовыми изображениями и невероятно печальными историями.
При этом Паттинсон исполняет сложную партию.
Если в двойном сотрудничестве с Дэвидом Кроненбергом и в «Good Times» он заработал аттестат зрелости, то здесь актер уже получил как минимум бакалаврский диплом.
Если возможность будущего не полностью перечёркнута коварством и трудностями, это хорошо.
Если человечество Дени оставляет те же надежды на выигрыш в лотерее, это нормально.
Если на первый взгляд в глаза вам бросается агонизирующий, эгоистичный оргазм искупления, не просите вернуть вам стоимость билета.
Добро пожаловать в галактику экзистенциализма.
Перевод: Катюня, специально для only-r.com
|