|
Главная » 2019 » Май » 30 » Канны 2019: «Маяк» Роберта Эггерса, эстетическая бомба года?
Канны 2019: «Маяк» Роберта Эггерса, эстетическая бомба года? |
30.05.2019 14:09
|
|
|
Необычайный наплыв зрителей уже дал понять, что ожидается от «Маяка» на этом Каннском кинофестивале. Как сообщали, фильм Роберта Эггерса, выбранный для «Двухнедельника режиссеров», заставил вчера много говорить о нем на набережной Круазетт, как о единственном
фильме на Конкурсе. Ошеломительный результат.
Предыдущий фильм Роберта Эггерса «Ведьма» привел в восторг публику своей тщательной постановкой и увлекательной мифологией; «Маяк» - это продолжение и опережение, продвигающий стиль еще дальше, возможно, для кого-то, теряя тонкость и сдержанность. Но, что бы это ни было, шлепок только ощутимее, если вы решите позволить себе окунуться в атмосферу фильма, которую редко можно увидеть в кинотеатрах.
«Маяк» - это кино-эксперимент. Многие будут любить его, многие будут отвергать его, еще кто-то будет скептически относиться к исполнению в стиле, который имеет тенденцию - это правда - поглощать фон. В последние годы мало фильмов, подобных «Маяку» с формальной точки зрения: черно-белое изображение весьма необычно (с зеленоватым фильтром, напоминающим немое кино, в дополнение к формату изображения 4/3), невероятное звуковое микширование (это похоже на «Бегущий по лезвию 2049» Дени Вильнёва или «Прибытие»), чистая съемка 35 мм камерой. Но что имеет значение, это прежде всего, его постановка, которая придает фильму экспрессионистские черты, достойные Дрейера (тени, кадрирование, рассеянное освещение прямо из «Вампир: Сон Алена Грея», крупный план на лицах или даже на глазах, театральность актеров и т.д.), а также некоторые типичные лавкрафтовские элементы, которые принимают участие в уникальной мифологической атмосфере. Можно также подумать о «Ветре» Шёстрёма, о том, как сделать этот маяк, расположенный на скалистом острове, последним живым бастионом, охваченным буйством Бога стихий. Кроме того, эта трансцендентность уже воспринимается как способ съемки маяка, обожествления его и превращения его в полноценный живой объект (акцент на шестеренках, механизмах, его неприступное величие перед штормом: все это, кажется, оживляет его). Маяк, благодаря своей недоступности, становится центром интереса, который поляризует все любопытство, фантазию, почитание, а его высоко расположенный источник света становится синонимом истины, отвечающей на суету повседневной рутины двух смотрителей. Поиски этого недоступного света объявляют о запланированном спуске в ад, который будет только более впечатляющим. Не хватает превосходных степеней.
Апокалиптическая атмосфера настолько увлекательна, что хотелось бы, чтобы фильм никогда не прекращался. Несмотря на постоянное напряжение, окружающее безумие, враждебную и угнетающую среду, тюремную изоляцию, мы хотели бы продолжать жить в мире «Маяка». Наслаждайтесь тишиной, чередующейся с тиканьем старых часов или грохотом волн о скалы, вдыхайте запах пенной соли полным носом, ешьте омаров и утопайте в самогоне, орите морские песни во все горло, вдобавок зажгите трубку или печь - в соответствии с предпочтениями - спотыкайтесь в грязи, нюхайте влагу досок, пропитанных хрустящей под ботинками морской водой, воняйте мочой, пускайте газы, проклинайте чайку, бормочите едва слышно на жаргоне, ругайтесь и богохульствуйте в придачу, почистите кастрюли в комнате, ловите рыбу, мастурбируйте, созерцайте густые облака, напитанные дождем, и покурите напоследок. У тех, кто оценит такую сенсорную и грязную морскую атмосферу, пластическое совершенство и хирургический монтаж вызовут восхищение. Потому что «Маяк» нисколько не карикатурный, хотя часто по гран-гиньолевски театральный, пока не играет сам себя очень убедительно.
Такой атмосферы было бы достаточно, чтобы снять и без того захватывающий фильм, но дуэт Уиллема Дефо - Роберта Паттинсона делает его еще более запоминающимся. Два актера, чей талант больше не нужно доказывать, но которые превосходят себя и буквально проживают свои роли. Лицом к лицу с вершиной, в глубине безумия и одиночества. Оба проходят через бессвязную, трудную для понимания, историю, где невозможно предугадать каждую следующую сцену. Что также сбивает с толку: сценарий не то чтобы несуществующий, но завуалированный, сногсшибательный, но загадочный финал, который, в сущности, вы никогда не поймете, является ли он метафорическим или просто иррациональным. Если мы откажемся быть поглощенными визуальной и звуковой вселенной, мы, скорее всего, рискнем отвергнуть это совершенно недвусмысленное предложение кино. Попытка интерпретировать его, вероятно, не будет предоставлена, или, по крайней мере, обречена на провал и разочарование. Мы настоятельно рекомендуем некоторым внимательно перечитать миф о Прометее, если кто-то не согласен - не важно, учитывая то, что события, о которых фильм «рассказывает», не дают большого прогресса в общей оценке.
«Маяк» - это сильный эстетический шлепок, урок постановки, который, как выясняется, преувеличен, а иногда и избыточен в своих приемах, эффективность которых он прекрасно осознает. Но как его упрекнуть, когда вы переживаете такой напряженный и захватывающий момент в темном зале, иногда удивительно смешной и гротескный, а затем через секунду страшно жестокий, в компании двух актеров упивающихся потрясающими литературными монологами, в мире, вышедшем прямо из фантастической литературы? Идеальный, нет, «Маяк» не такой, иногда он слишком уверен в своих качествах и недостаточно глубок, чтобы достичь вершин; но незабываемым, он, несомненно, будет для многих зрителей. Дата релиза еще не была опубликована, но повторный показ уже назначен.
Перевод: Marishka, специально для only-r.com
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|