Нет мужества, нет славы. Актер Брэди Корбет бросается с обрыва своего режиссерского дебюта, с вызывающим пренебрежением к безопасности либо обычаям, что потрясает, восхищает и является исключительно необычным, видеть подобное от режиссера - новичка. Это так же, категорическое безумие, потому что хотя бывают моменты, когда, взмахнув руками и с воплем "Ураааааа!", начинает казаться, что сможешь оказаться на другой стороне, но конечно не получается: мужество все еще при вас, но гравитация всегда побеждает.
Чередуя безмерную напыщенность с длительными отрезками бездействия, в своем психологически сомнительном воплощении лет становления будущего тирана, фильм, поверхностно-самоуверенный, стилистически изобретательный и интенсивно раздражающий - во всем, вплоть до концовки, на столько сумасшедшей, что можно практически одновременно фыркать ее нелепости и аплодировать ее дерзости. И то, если вы не используете руки, чтобы прикрыть бедные уши: это далеко не лучший фильм Венеции, но наверняка самый громкий.
Замысел анонсируется, как будто через мегафон во время, бессмысленно разрушающего барабанные перепонки пролога, в котором показываются архивные кадры разрушений Первой мировой войны, под апокалипсически диссонирующую партитуру Скотта Уокера. И за тем, разделенная на главы (или "истерики", как они озаглавлены) начинается, собственно, история. Это - 1918 год и мы находимся во Французской деревушке, как и мальчик из церковного хора, Прескотт (Том Свит) сбежавший с вечерней мессы, чтобы укрыться за стеной и бросать камни в прихожан, пока они разъезжаются. Несомненно, существует более изысканные способы представить его, используя термины "проблемный", или "подрывной", или даже предпочитаемый в наше время "СДВГ", но по существу, этот ребенок, c самого начала - просто угрюмый маленький засранец, впечатление, которому способствует явно непривлекательный перфоманс Свита, несмотря на локоны маленького лорда Фаунтлероя. Удравший в лес, чтобы ускользнуть от разгневанных местных жителей, которых забрасывал камнями, он упорно разыскивается своей элегантной, нервозной матерью (Беренис Бежо) и притаскивается в их новый дом, где его отец (Лиам Каннингэм), высокопоставленный дипломат при президенте Вудро Вильсоне, развлекает друга семьи Чарльза Маркера (Роберт Паттинсон). Мужчины говорят о Марксе и мировой политике за игрой в бильярд; Прескотт, в основном, оставлен на попечении мамы, которая часто делегирует большую часть забот и материнские обязанности по обучению - домработнице Моне и местной девушке Аде (Стейси Мартин) соответственно. Это освобождает мать, страдающую мигренью и благотворительностью, в проверенной временем традиции исторического фильма.
Но Корбет все же бросает вызов, по крайней мере, некоторым условностям исторического кино, хотя и не всегда успешно. У него странная привычка зависать на съемке кадра на долгое время после того, как актеры уже удалились, так что мы тратим часть фильма, глядя на пустые комнаты или коридоры. И саундтрек просто безумен даже между двумя полюсами открытия и закрытия частей, когда все регуляторы повернуты до предела - это определенно один из самых интересных саундтреков года, даже если трудно одобрить звуковую пытку способом, каким она используется время от времени. Фильм выглядит весьма впечатляющим, оператор Лол Кроули ("45 лет") максимально использует богатые, освещенные свечами интерьеры и достигает освежающего чувства современности некоторыми отслеживающими съемками Прескотта, когда он с топотом бежит по коридорам и вверх по лестницам. Но тематически и сюжетно, фильм колеблется: попытки обоих родителей установить дисциплину дают мало результатов, ожесточая маленького социопата еще более против них. Намеки на растущую сексуальную осведомленность Прескотта или эволюцию его мировоззрения правого толка остаются удручающе слабыми. Однажды он щупает Аду во время урока французского, в другой момент он кажется особенно поглощенным басней Эзопа о мышке и льве - но что любая из этих вещей означает для развития истории, не ясно.
Возможно, это потому что история имеет мало направленности. Нет никакого поступательного движения в этих эпизодах, никакого смысла ни в чем, кроме противного маленького ребенка, становящегося еще более противным, пока персонажи вокруг него более или менее топчутся на месте, вместо того, чтобы испытывать что-нибудь динамичное, дух изменений. Это добавляет провисания сюжету в средней части фильма, где более экспериментальные тенденции Корбета отступают на задний план перед грандиозной серьезностью, для обретения которой фильм сделал мало. В пределах этого болота актеры, кроме Свита, обременены монотонными ролями, и только решительный Каннингэм действительно делает что-то больше того, что есть на странице (сценарий написан Корбетом и Моной Фэстволд). Бежо движется в гамме от огорченной до раздражительной, и Паттинсону отведено очень мало, чтобы сделать в своих немногочисленных коротких эпизодах, один из которых загадочно оформлен, как "зашибись!" - момент, несмотря на то, что все в фильме обозначено с самого начала.
Итак, почему, несмотря на все его вопиющие, кричащие недостатки, есть нечто замечательное в "Детство Лидера"? Возможно, это, нравится оно или нет, просто то, что чувствуется бескомпромиссно, как полностью фильм, который Корбет задался целью снять. Это может звучать как слабая похвала, но интенциональность такого уровня - редкость, и это в конечном счете (следующие фильмы в списке, возьмите на заметку) то, что отделяет выдающегося кинорежиссера от подмастерья. Или возможно это просто вгоняет Вас в полуподчинение. К тому времени, когда камера бьет и катит безумно в небо, и Ваши уши начинают кровоточить от музыки Уокера, которая звучит как будто кто-то положил кричащего ребенка, пистолет и саундтрек Херрмана к "Психо" в жестяную коробку и бросил ее вниз по пожарной лестнице, все, в чем мы можем быть действительно уверены, что "Детство Лидера" - это что-то не совсем хорошее, но вполне что-то. Оценка С+.
Перевод: Ivetta,
TaNIKA, специально для only-r.com.