Клэр Дени перестраивает научно-фантастический жанр вокруг тел, детей и черных дыр в своей мастерской мистификации приближающегося кошмара.
Когда мы используем термин "научная фантастика", то почти всегда наука, о которой мы думаем, — это физика: квантовые уровни и скорости деформации, искусственный интеллект и передовые инопланетные технологии.
Но первый англоязычный фильм Клэр Денис, экстраординарный, сложный, гипнотический и отталкивающий «Высшее общество», с физикой связывает, только то, как тела неправильно выпадают из воздушных шлюзов, и никто, кажется, не тратит ни минуты своего дня на решение космических проблем.
В научной фантастике Дени, в которой ее воображение невероятно строго и дерзко, главная наука-биология: здесь мы сделаны не из звезд, а из крови, волос, слюны и спермы.
Мы далеко от Земли, но эта земля повсюду.
"Никогда не пей свою мочу, никогда не ешь свое дерьмо, даже если они были переработаны”, — бормочет член экипажа Монте (Роберт Паттинсон) маленькому ребенку на его попечении. “Это то, что мы называем табу. Табу. Ta-boo-oo. Та-бу."
Он превращает слово в песню, и ребенок булькает. Эти моменты единения, которые красиво играют Паттинсон и удивительный исполнитель роли ребенка (Скарлетт Линдси) все дороже, как только мы осознаем, что пара последняя, кто остался в живых на борту неторопливо двигающегося космического корабля, совсем неромантично как производственный контейнер.
В сюжете нарушена хронология событий, которая открывает все узлы и повороты уже в непосредственной близости к черной дыре (но скорее всего именно так, как Дени предпочитает рассказывать ее историю), даже перед названием появляется лирические кадры выплывающих тел экипажа сквозь чернильную пустоту космоса, и мы видим как Монте занимается весьма неприятным и одиноким делом по вытягиванию тел своих погибших коллег.
Проще говоря, тогда «Высшее общество» рассказывает историю о том, как все пошло не так в этой своеобразной миссии. Группе заключенных, приговоренных к смертной казни
(детали их преступления едва намечены) были предложены смягчение наказания и шанс на искупление, если они возьмутся за миссию по исследованию “процесса Пенроуза” - реальной теории, выдвинутой физиком Роджером Пенроузом, о том, что можно получать энергию из той части открытого космоса, которая находится близко к черной дыре.
Но в то время как на борту есть капитан (Ларс Эйдингер), реальная власть, похоже, принадлежит доктору Дибс (Жюльет Бинош, щеголяющей длинной косой Рапунцель и больной плотью), у которой есть мрачная, явно “неестественная” предыстория, и, похоже, она заинтересована в успехе основной миссии гораздо меньше, чем в своей «теории размножения».
Она собирает сперму у мужчин - у всех, кроме добровольно соблюдающего целибат Монте, от которого Дибс без ума, - и осеменяет женщин в надежде создать жизнь в безжизненной, облученной пустоте.
Но изоляция и растущее осознание безнадежного характера миссии, а также предполагаемая предрасположенность к насилию, создают настроение растущего отчаяния и угрозы среди экипажа.
Это отражается в отрывистой, дискомфортной атмосфере фильма, когда одинаковые периоды затишья чередуются с моментами содрогания, кровавого насилия, изнасилования и механистической мастурбации в уже печально известной “Fuckbox” — маленькой комнате, оборудованной ограничителями и поршневыми фаллоимитаторами, в которой заключенные этой плавающей тюрьмы могут облегчить свое сексуальное разочарование.
Этот странный, часто гротескный сплав жанровой научной фантастики с тотальным плотским ужасом - смелый проект, но масштаб его амбиций умело корректируется рамками сдержанного представления, его непристойный потенциал приглушен до настойчивого угрожающего гула, как фоновое излучение по шкале Стюарта Стейплза.
Даже участие исландского художника Олафура Элиассона минимально, оно ограничивается случайными брызгами цветных огней на стену и некоторыми цветными рамами, в которых красные комнаты просматривают синие фильтрованные дверные проемы в желтые залы.
В целом почти производственный дизайн Франсуа-Рено Лабарта — это видение будущего, пришедшего к нам из прошлого, больше благодаря "Чужому” и "Солярису", чем чему-либо более гладкому или эргономичному. Даже сад корабля заросший и слегка невзрачный, хотя за ним любовно ухаживает Черны, персонаж Андре Бенджамина.
В другом эпизоде Миа Гот также впечатляет, как молодая женщина, насильственно пропитанная навязчивой идеей Бинош.
Но «Высшее общество» не может быть отделено от характерной игры Паттинсона, и он, кажется, прекрасно подходит под сверхъестественные требования сложного сценария Дени и Жана-Поля Фаржау, который настолько точен, почти скрупулёзен в деталях, но так неуловим в общем эффекте.
С короткими, состоящими из пары фраз, диалогами, но с большим количеством экранного времени, актер также несет эту предчувствующую, бессознательную тонкую связующую нить в отношениях между Монте и ребенком (по имени Уиллоу, согласно зловещей колыбельной, которая является заключительным треком, написанным Staples, в исполнении Tindersticks и Паттинсона). Но мы не должны преувеличивать: присутствие Паттинсона, а также слабо знакомый жанр и диалог на английском языке могут заставить вас поверить, что это более доступный фильм Клэр Дени, чем мы видели до этого. Но это не так.
Одновременно и похожая, и отличная от других фильмов Дени, «Высшее общество» имеет дело с некой метафорической колонизацией, с насилием, присущим межличностным отношениям между мужчинами и женщинами, и с извращенностью (особенно женского) желания.
Но этот фильм идет в своих дальше, чем Дени делала раньше, становится для зрителя, который может увидеть это, фильмом почти невыразимого одиночества и горя, в котором человечество разрывается между физикой и биологией, землей и космосом, идущее в бесконечность, но привязанное к вечно умирающему телу, и потерявшемуся навсегда в тот момент, когда понимает, что никогда не получит то, к чему стремится, но при это зашло слишком далеко для того, чтобы когда-нибудь вернуться домой снова.
Перевод: uzhik, специально для only-r.com