Человек поддерживает жизнеспособность своего корабля во время бесцельного дрейфа в космосе в качестве единственного пассажира – кроме плачущего ребенка, за которого он тоже несет ответственность.
Он роняет свой инструмент, когда работает снаружи корабля из-за оглушительных криков ребенка, заполняющих его шлем. Вскоре после этого он выкидывает в открытый космос трупы бывших членов экипажа через люк, и на фоне их плавающих тел на экране идут титры.
Но Клэр Дени в своей первой англоязычной версии фильма не слишком гуманна в своих целях, хотя в первых кадрах это можно только предполагать. Монте, которого со сдерживаемым темпераментом играет Роберт Паттинсон, является частью команды, которая старается подойти к черной дыре в космосе, чтобы добыть оттуда энергию для использования на Земле.
Другими словами, они пытаются проникнуть во что-то, что до сих пор было непроницаемым. Человеческая жажда власти, контроля и знаний распространяется на нашу естественную потребность в продолжении рода, и в этой основной предпосылке мы видим истинную цель сценария. Это имеет мало общего с исследованиями глубин космоса и открытиями, которые нас ждут: нет никакого идеалистического романтизма, который можно было бы найти в рамках этого фильма, просто дело происходит в космосе.
То, что Монте сознательно отказывает себе в удовольствии от физической близости, отличает его от тех мужчин на борту корабля, которые снабжают соблазнительную ученую своим семенем, чтобы она могла попытаться добиться успеха в искусственном оплодотворении в космосе.
Действуя, как ее подопытные морские свинки, все члены экипажа равнодушны к религии, и им запрещено заниматься сексом друг с другом. Монте – единственный, соблюдающий целибат среди команды, что очень привлекает доктора Дибс (Жюльет Бинош), и ее разочарование растет, потому что она терпит неудачу за неудачей в своих экспериментах. Точно так же, как Дибс тянется к мужчине почти исключительно из-за того, что он ей сопротивляется, так и человечество тянется к космосу и всем тайнам, которые он хранит только потому, что это непостижимо или было недостижимо.
Энергия, которая накапливается в стенах корабля, приводит к моментам жестокого насилия, поддерживая интенсивность повествования Дени. Замкнутость дизайна фильма иногда балансирует на грани клаустрофобии. Фильм состоит из различных сегментов, различающихся по времени и месту. Иногда сюжет покидает корабль, для показа странных событий, происходящих на Земле. Когда мы смотрим на космос или на красоту черной дыры, то мы всегда это делает глазами какого-то персонажа.
Поскольку действие охватывает несколько десятилетий, сценарий предлагает лишь некоторые ценные кадры из жизни экипажа: мы видим только то, что должны видеть и ничего более. Дени награждает зрителя короткими вставками, мелкими деталями, диалогами – как только они становятся абсолютно необходимыми.
От одного момента к другому ребенок может уже стать девочкой – подростком. Взрослый человек в одной сцене – это ребенок в другой, чьи действия и приводят его на борт этого корабля наравне с другими персонажами. Только внимание объединяет все части этой головоломки в одно целое. Но, в отличии от головоломки, неспособность завершить ее не обесценивает результат.
Двусмысленность, с которой сценарий трактует состояние человечества создает некую иллюзию вещего сна, которая обрамляет разворачивающиеся события на экране. Мы совершенно уверены в том, что узнаем то, что видим – мы не новички в фильмах, которые выглядят и звучат так, - но тот способ, который избрала Дени, помогает успешно исследовать в фильме то животное, неопределимое сексуальное влечение, которое присуще всем людям.
Но есть поэзия в ее ключевых фигурах. Единственный мужчина, которые отказал себе в сексуальном удовольствии – это тот, кто остается растить ребенка. Его тело наиболее невосприимчиво к радиации, которой подвергается экипаж. Мать ребенка никогда не ожидала, что вообще будет матерью – по сравнению с окружающими она все еще ребенок.
Озабоченность сексуальным желанием и человеческой биологией – лишь часть общей картины, и фильм рисует свое полотно с весьма мучительным и тревожным исследованием человеческой природы в целом. Нет идеализированного размаха в том, как Дени заставляет своих персонажей смотреть на звезды. Вселенная так же страшна и чужда, как и сами люди, которые смотрят в нее, и фильм не уклоняется от насилия и ужаса, на которые способны люди.
Stuart A. Staples создает пульсирующий саундтрек, который доминирует над изображением, как и наиболее зловещие персонажи фильма. Один особый эпизод, происходящий в одинокой темной комнате, когда Дибс извивает всем телом, словно одержимая, словно что-то нечеловеческое, неестественное, останется в моей памяти еще надолго. Stuart A. Staples играет большую роль в этом продуманно нервирующем, тревожном эксперименте.
«Высшее общество» – это гипнотический, всепоглощающий зверь, рассказ о группе людей, которые не принадлежат ни друг другу, ни космосу, со сценарием, который пытается понять человечество, когда отдельные его члены поглощаются вакуумом. Это может оказаться самым захватывающим, провокационным научно-фантастическим фильмом этого года. Его неторопливые первая и последняя части с лихвой компенсируются искрометной серединой, и в целом фильм рождает что-то образное, соблазнительное и незабываемое.
Перевод: uzhik, специально для only-r.com