Делать спойлеры по фильмам Нолана, а, тем более, по «Доводу» - затея неблагодарная, так как каждый может трактовать события по-своему.
Тем, кто уже посмотрели - добро пожаловать в клуб зрителей, с полнейшим восторгом отнёсшихся к тому факту, что, возможно, ни черта не поняли с первого раза. Тем, кто только собирается - клуб открыт круглосуточно.
А если серьезно - с первых же кадров становится понятно (как же приятно это сказать): мы смотрим кино. Даже не так - Кино. И речь тут не о сюжете как таковом, а о немного зернистых кадрах, тёплой цветовой гамме, несмотря на смертельную серьезность происходящего.
Сразу же охватывает ностальгия по (относительно) старым фильмам, где взрыв - это именно взрыв, где погоня на автомобилях - именно погоня на автомобилях. Где кадры, снятые в Мумбаи - жаркие и пряные, как и сама страна, где сияющее солнце Италии на самом деле освещает кристально чистую воду.
Специалисты могут прочесть длинную лекцию о технологиях, применяемых (или не применяемых, слава богу) Ноланом, но это специалисты.
Я - зритель, и вижу то, что давно хотела увидеть снова. Кино.
Кино о том, как... хм... В принципе, если придираться, то сюжет о спасении мира от катастрофы стараниями одного человека не нов, равно как и путешествия во времени.
Но гений Нолана замешивает из всем известных ингредиентов такой коктейль, приправленный абсолютно обезбашенным музыкальным сопровождением, что, сумев понять хоть что-то, радуешься, как ребёнок, а во второй половине фильма, когда наконец-то сходятся кое-какие концы, впадаешь в восторженное оцепенение перед всеми теми, кто создал и сыграл эту историю.
Ну и о главном. Рооооб...
Магии имени Нолана было достаточно, чтобы Роберт сыграл роль, подобной которой в его фильмографии до сих пор не было. Так можно сказать о каждой его роли, но: впервые за долгое время под руководством режиссёра Роб стал собой.
Мы обычно подчеркиваем и гордимся тем, что вот был Паттинсон - и вот он бесследно исчез, став жестоким и неприкаянным Конни Никасом с обесцвеченными волосами, несчастным Рэем, Эфраимом Уинслоу, сходящем с ума, бородатым Генри Костиным, безмолвным Монте.
А в «Доводе» Роб не исчез, а подарил британскому агенту, физику Нилу свою ослепительную улыбку, неповторимый «фирменный» взгляд, юмор в любой ситуации.
Нил воспользовался способностью Роберта быть одинаково достоверным и в идеально сидящем костюме, и в полном боевом обмундировании, за рулём джипа, несущегося, возможно, навстречу катастрофе, в обычном трамвае в немного «советских» декорациях Таллина.
Неважно, кофейник у него в руках или оружие: Нил - это Роб, а Роб - это Нил, и он оперирует законами физики, делает уколы, спасает и главного героя, и мир, планирует взорвать Боинг 747 с непринуждённостью, без пафоса и натужности, так, что веришь снова и безоговорочно. Здесь ему не пришлось полностью отринуть себя и свою неординарную, яркую личность, чтобы создать образ, в очередной раз принёсший ему высшую степень похвалы и признания.
И за это отдельное спасибо Кристоферу Нолану, создавшему, возможно, как упоминали некоторые критики, собственное альтер-эго в лице Нила, но и, как мне показалось, альтер-эго самого Роберта.
Команда фильма сильна и грандиозно исполнила задачу, поставленную режиссёром. Наверное, не стоит стремиться понять до конца замысел или скрытые где-то тайные послания в фильме, хотя истинным поклонникам нолановского кино доставит громадное удовольствие разбирать покадрово все два с половиной часа этого великолепия.
А можно просто сесть (на самый краешек кресла, подпрыгивая и вздрагивая) и насладиться фильмом-стихией, который не отпустит ещё долгое время после просмотра и верить в то, что мы увидимся с Нилом в том самом будущем.
Впечатлением о фильме поделилась наша irina_vingurt Спасибо, Ирочка!