Обратите внимание на то, что режиссер Роберт Эггерс, прославившийся в кинематографическом мире, сняв завоевавший признание фильм ужасов, персонажи которого
говорят на языке 17-ого века, не собирался почивать на лаврах.
Для своего второго фильма, «Маяк», американский режиссер со свойственным ему мастерством создал драму 19-го века в черно-белых тонах, снятую с соотношением сторон кадра 1,19: 1, практически квадратным.
В центре его рассказа - двое мужчин, которым поручено присматривать за маяком на острове
недалеко от побережья Новой Англии.
И 35-летний режиссер безусловно понимает, что вызовы, которые мы принимаем,
часто выявляют в нас лучшее.
Сюжет сам по себе незамысловат. Эфраим (Роберт Паттинсон) и Томас (Уиллем Дефо) прибывают на свой пост, чтобы выполнять обязанности смотрителей в течение четырех недель.
Томас — опытный работник и, на этом задании, он - начальник Эфраима. Это первая смена
Эфраима на маяке, и вскоре он понимает, что Томас вознамерился его тиранить. Эфраиму поручено выполнять всю черную работу, вроде заправки углем топок, ведущих к ближайшему туманному горну, подъема масла вверх по длинной лестнице для фонаря башни и вообще все работы на острове.
Эфраим меняет черепицы на крыше, красит башню и моет полы, но ему никак не удается
соответствовать стандартам Томаса. И, как будто всего этого недостаточно для младшего смотрителя, чтобы разочароваться, Томас также строго настрого запрещает Эфраиму
управлять маяком, даже несмотря на то, что протокол компании предписывает им чередовать смены по наблюдению.
Эфраим сразу чувствует отвращение к своему новому соседу. Томас непрестанно пускает газы и заставляет Эфраима выносить его отвратительный ночной горшок. Позже оказывается, что и еда, которую готовит старший смотритель, не так уж и хороша. И все же Эфраим все еще надеется мужественно вынести все это, хотя бы потому, что два человека вынуждены
стать ближе друг другу, когда больше не с кем разговаривать.
Из-за того, что Томас постоянно выводит Эфраима из себя, последний начинает испытывать странные переживания. По прибытии на остров он обнаружил маленькую фигурку русалки в
своей постели. Позже он узнает, что последний напарник Томаса сошел с ума и умер, думая, что влюбился вот в такое фантастическое существо. Но и сам Эфраим начинает видеть странные вещи. Однажды ночью он, крадучись, пробирается к вершине башни и ему чудится, что он видит какие-то щупальца в комнате с Томасом. В другой раз он убеждает себя, что
видел, как русалку выбросило на берег. Когда она приходит в себя и кричит, он в панике убегает.
И еще эти чайки, которые, кажется, ежедневно достают Эфраима. Это все реально или это мозг самого Эфраима подшучивает над ним в состоянии стресса?
Эггерс дает нам возможность думать над вариантами ответа до самогоконца.
Последний фильм Эггерса - это прежде всего драма, в еще большей степени, чем «Ведьма»; драма, в которой второстепенные элементы жанра проявляют себя то здесь, то там с переменным успехом.
Когда сильнейший шторм набирает силу и перед смотрителями предстает перспектива остаться на острове на неопределенное время, оба мужчины перестают сдерживаться, и правда о прошлом Эфраима выходит на свет.
Есть несколько невероятных сцен с Паттинсоном и Дефо, доводящих опасность для обоих
персонажей до максимума и достигающих сюжетных пиков фильма, когда он остро нуждается в них.
Два персонажа, по сути, оставлены на необитаемом острове, и то, как стираются границы социального этикета, показано очень эффектно.
Казалось бы, Паттинсон последние два года и так работает на пике своего актерского мастерства в таких фильмах, как “Good Time” и “High Life”, но, возможно, здесь он превзошел сам себя.
Известный своим умением играть сильных, немногословных персонажей, Паттинсон рисует портрет по сути глубоко укоренившегося психического расстройства, пока он постепенно не достигает необузданного взрыва.
33-летний актер просто никогда раньше не был настолько «обнаженным» на экране.
Бывают моменты, когда Паттинсон настолько преображается, что это бесит. Просто ты никогда бы не подумал, что все это в нем есть.
Дефо также великолепен в роли Томаса, как будто он реинкарнирует Капитана Ахава из «Моби Дика», при этом ему каким-то образом удается избежать карикатурности (его стиль
речи даже высмеивается в фильме). Но под маской этой мнимой уловки Дефо тонко добавляет удивительные краски старику, который думает, что он мастер-манипулятор. Когда же все
идет наперекосяк, Дефо мастерски отбрасывает эти ухищрения, и зрители тоже это видят.
Не все решения Эггерса срабатывают так, как он возможно задумывал.
Большую часть начала фильма занимает прибытие Томаса и Эфраима на остров в пасмурный
день. Это постоянное ощущение темноты в начале фильма, к сожалению, наносит ущерб в основном впечатляющему операторскому мастерству Джарина Блашке.
Картинка в первых сценах настолько темна, что вы просто начинаете хотеть, чтобы она была цветной (черно-белые образы на самом деле ничего не добавляют к истории).
На съемках фильма в Новой Шотландии наверное все же случились несколько не настолько мрачных дней ближе к концу производства, потому что изображение постепенно становится
значительно светлее.
Эггерс также добавляет намек на гомоэротические отношения между двумя мужчинами, которые, честно говоря, фильму не нужны. Эти моменты настолько незначительны и мимолетны, что требуют больше ответов, чем мы получаем.
Тем более, что они не имеют ничего общего с развитием характера обоих персонажей. Зачем их вообще было включать?
Но когда у вас есть два таких «заводных» актера, «воспламеняющих» экран, как Паттинсон и Дефо, можно многое простить.
Перевод: Lovely, специально для only-r.com