Сколько всего уже было написано о Джеймсе Дине, значение его личности в кинематографе и современной культуре настолько велико, что всегда приходится напоминать себе о его нелепой смерти в возрасте 24 лет. Он снялся только в трех фильмах, один из которых даже не был завершен на момент его гибели в автокатастрофе 30 сентября 1955 года.
Образ этого культового актера, которым стал Дин, – образ задумчивого молодого человека из штата Индиана – был, по сути, сформирован не экранными ипостасями из «Гиганта», «К Востоку от Рая», или даже «Бунтарем без идеала», а рядом замечательных снимков, сделанных в начале 55-го фотографом Деннисом Стоком.
В своей книге 2005 года «Джеймс Дин: Пятьдесят лет назад», Сток пытается проследить быстрый взлет актера, которого он поначалу практически не знал, через фотохроники поездки в Нью-Йорк и Индиану из нового дома Дина в Лос-Анджелесе.
«Эта история, как я объяснил бы [Джимми], - писал Сток. –
Должна была показать среду, сформировавшую уникальный характер Джеймса Байрона Дина. Мы думали, что поездка в родной город, Фермонт, Индиана, и в Нью-Йорк, место его профессиональных начинаний, лучше всего раскроет это влияние. Чтобы покрыть расходы, мне пришлось оформлять командировку. Очевидным выбором издания, которое опубликовало бы эти фото, был LIFE. Мне потребовалась неделя, чтобы командировку одобрили».
«Иногда он нравился мне, но не всегда, - рассказал Сток в интервью Sarasota Herald-Tribune за пять лет до своей смерти. –
Но со временем мы с ним стали практически семьей. Мы действительно сблизились в Индиане. Не Нью-Йорке, где он постоянно отвлекался на разные вещи. Он страдал бессонницей и не мог нормально выспаться – и тогда становился занозой в заднице, с которой тяжело работать».
Фотографии Стока, сделанные во время его путешествия с Дином, изображают погруженного в себя, непрестанно занимающегося самоанализом (а иногда и эгоцентричного) артиста – артиста, который порой доводил свою внутреннюю борьбу практически до уровня пародии.
LIFE, тем временем, 7 марта 1955 года опубликовал ряд фотографий под заголовком «Угрюмая восходящая звезда». «К Востоку от Рая» только-только должен был выйти на экраны, чтобы превратить его в знаменитость. Менее шести месяцев спустя, всего за несколько недель до выхода «Бунтаря без идеала», феноменально талантливый неординарный актер погиб – и был превращен в легенду.
Сейчас LIFE.com вспоминает слишком короткую жизнь, и блестящую карьеру подлинного голливудского самородка, каким его видел через призму объектива блестящий фотограф Деннис Сток. Что он чувствовал тогда?
Что чувствует человек, перелистывающий полученный по почте номер журнала «LIFE», в маленьком городке где-то в Нью-Мексико или Нью-Хэмпшире – или Бостоне, Чикаго, Майями, без разницы. Что чувствует он, открывая страницы, на которых изображен истерзанный мыслями Дин, с сигаретой во рту, шагающий по Таймс-сквер сквозь дождь? В этих фотографиях заложена романтика опустошенности – мрачное одиночество, которое сопутствует каждой молодой, чувствительной, творческой личности, которая однажды переехала в город в погоне за своей мечтой.
Что чувствуешь, когда видишь эту фотографию впервые, задолго до того, как человек в плаще с непостижимой, однобокой улыбкой становится чем-то гораздо большим, чем просто кинозвезда?
Сложно – а на самом деле почти невозможно – взглянуть на фотографии, прочно вошедшие в историю и виденные много-много раз, так, словно смотришь на них впервые. Но если мы сумеем хоть на короткое мгновение забыть обо всем, что знаем, или думаем, что знаем о Джеймсе Дине, эти фотографии станут чем-то большим, нежели просто развлечение или напоминание о том, что было потеряно, когда Дин погиб в автомобильной катастрофе шесть десятилетий назад. Они подарят нам шанс представить бесчисленное количество читателей LIFE 1955 года, которые смотрели на портреты этой странной, красивой, захватывающей молодой звезды, все время зная, зная, что она будет с ними в течение еще многих лет в будущем.
Перевод: Королевишна, специально для only-r.com