Дэвид Кроненберг является одним из ведущих мастеров авторского кино, но среди коллег его выделяют дерзкие проекты и спорные темы. Теперь с "Космополисом” Кроненберг, наконец, вошел в 21-й век и сделал, пожалуй, самый своеобразный фильм, который я видел за последние годы.
"Космополис” устанавливает свой взгляд на мир богатства и капитализма вместе с Робертом Паттисоном, воплотившим Эрика Майкла Пэкера, ставшим для меня символом последних тенденций нео-яппи. Молодой, безумно богатый, к 28 годам Эрик уже достиг практически вершины успеха. Однако вместо обычных занятий, ассоциирующихся с молодыми и богатыми, он, похоже, превзошел это и достиг того, что Манола Даргис
(п.п. кинокритик) описывает как "постоянное состояние Дзен”. На это указывает единственное желание Эрика: несмотря на все удовольствия мира в его руках, он хочет подстричься. Так начинается его одиссея по Нью-Йорку.
Если быть абсолютно честным, это был именно тем, из-за чего я полностью погрузился в фильм. От момента, когда Эрик садится в свой высокотехнологичный лимузин и ползет словно улитка сквозь запруженные улицы Нью-Йорка. По пути он встречает различных консультантов и друзей, любовниц и даже несколько раз свою жену и с каждым ведет самый непроницаемый философский разговор, которому я когда-либо был свидетелем. Эти глубокие и предположительно значимые разговоры были полностью потеряны для меня в основном потому, что я не чувствовал, что персонажи верят сами себе и понимают, о чем они говорят!
Однако ближе к концу фильм снова нашел меня. Это было что-то вроде моего осознания того, что это был не стоически сплошной серьезный фильм, как я предполагал в начале, - этого в нем около 1%, скорее "Космополис” - сардоническая пародия на представлемый им мир. Если бы фильм было выпущен в разгар движения "Захвати Уолл-Стрит”, то, вероятно, оказал бы огромнейшее влияние. Фильм великолепен в изображении полнейшей бессмыслицы, стоящей за сверхбогатством, паранойей и экзистенциальной драмой, связанными с переходом к технологически управляемому будущему, и даже десенсибилизации
(п.п. – снижение чувствительности, или снятие какого-либо комплекса) общества по отношению к сексу и удовольствию.
"Космополис” можно рассматривать как резкое возражение 21-го века "Улиссу” Джеймса Джойса, являясь частью литературы, на постижение которой можно потратить десятилетия для пусть небольшой, но пользы. Однако то, что я видел на поверхности - от узнаваемых черт Кроненберга (пронзать восхваления ради!) до превосходной графики и интересных разговоров (пока вы не будете принимать их слишком серьезно!) - было повсюду. Это был, полагаю, не тот фильм, какой я надеялся увидеть, но это не значит, что я не наслаждался им.
Перевод: Night_Cat, специально для only-r.com