Рецензия от Svetlanchik. Космополис: умереть, чтобы проснуться!
Рецензия от Svetlanchik. Космополис: умереть, чтобы проснуться!
25.07.2012 01:18
Вам знакомо чувство: ждешь чего-то так долго, что ожидание «убивает» само событие, затмевает его, умаляет значимость? Я ждала «Космополис» целый год. Ждала и боялась дождаться. Опасалась разочарования, неприятия, не верилось как-то, что пойму, смогу прочувствствовать, впечатлиться. Нет, я не сомневалась в Кроненберге (кто я такая, чтобы в нем сомневаться?) и уж, конечно же, не сомневалась в Роберте (для меня еще со времен «Мелких останков» отпали всякие сомнения в его актерском таланте). Я сомневалась в себе. Слишком не однозначный материал, который взялся воплотить слишком не однозначный режиссер, выбрав для исполнения главной роли слишком не однозначного в современном кинематографе актера. В одной точке сошлось слишком много «слишком».
В общем, ожидание праздника грозило оказаться гораздо лучше самого праздника. Однако, теплым июльским вечером в кинотеатре меня ждал не праздник. Меня ждал шок! В хорошем смысле этого слова, если таковое у него есть. Сразу оговорюсь, что источник ДеЛило не чла, представление о содержании фильма и его основной проблематике у меня сложилось в основном из обрывочных сообщений на форумах от тех, кто с источником знаком. А посему, можно сказать, мой мозг и моя душа в плане восприятия Космо были белым холстом, на который уже на начальных титрах старый лис Кроненберг стал наносить причудливые мазки красно-бело-черной краски. Создавая полотно абстрактное, экспрессивное, но вместе с тем целостное. Безусловно шедевральное, с моей скромной точки зрения.
Мне повезло посмотреть фильм в двух вариациях: с русским дубляжом и в оригинале с субтитрами. Не могу сказать, что это два разных фильма, однако, бесспорно, при дубляже было потеряно многое из того, что транслировали с экрана создатели картины. Дело даже не в интонациях, с которыми произносился текст, хотя и в них тоже. Дело в переводе, который в субтитрах был, как я понимаю, ближе к тексту ДеЛило и нес в себе именно тот смысл, который в него вкладывал автор.
В зале было не так много народа и, как пишут в каждой первой рецензии на Космополис, добрая треть зрителей покинула просмотр еще до его середины. Меня это только обрадовало. Потому как эта картина была создана явно не для тех, кто пришел в зал с огромным ведром попкорна в руках, настроившись на очередную серию «фантастического триллера» (прости, Господи), о котором так настойчиво рассказывал буклет с описанием Космо.
Мне не жаль, что ДеЛило - Кроненберг - Паттинсон лишились такого зрителя, скорее мне жаль такого зрителя, который лишил себя возможности в кои-то веки вложить в свою голову (простите за каламбур) что-то более сложное и менее удобоваримое, нежели попкорн. Я сознательно не буду здесь писать о проблематике фильма в свете глобального экономического кризиса, грядущих перемен в миропорядке, теории разрушения старого мира в угоду создания нового. Все это пусть пишут в своих рецензиях наши умные мужчины. Я же всего лишь женщина, которая смотрела фильм не умом, но сердцем. Мне интересна была судьба человека (как бы банально или пафосно это не звучало).
Один день из жизни Эрика Пэкера в предложенных им же самим обстоятельствах. В городе президент и похороны рэп-музыканта, в городе хаос и анархия, крыса превратилась в денежную единицу, но ничто не может помешать ему подстричься. Звучит как бред. Но не все вещи таковы, какими кажутся на первый взгляд.
Эгоист в идеальном, замкнутом мирке шикарного лимузина. Безликая машина везет ко всему равнодушного пассажира. Пассажир душевно парализован. Он, как любой инвалид, ищет панацею от своего страшного недуга. Ищет что-то, что может заставить его сердце биться, его душу ПРОСНУТЬСЯ. Ищет и не находит. Ни секс, ни потеря всего состояния, ни даже убийство не трогают Эрика. В недвижимый орган хоть иголки вонзай. ПАРАЛИЗОВАН. Не жив, но и не мертв. Застрял где-то между. Отчаянно хочет выбраться, но не знает как. Две сцены фильма меня сразили наповал. И если о последней сцене, потрясающе органично сыгранной дуэтом Паттинсон-Джаматти было сказано много, то о сцене, где Эрик узнает о смерти Брута Фез не было сказано практически ничего. И тем не менее, сыграно и срежиссировано гениально! Все, от текста и музыки до визуального ряда и малейшего эмоционального движения актеров, в кадре делают сцену целостной, завершенной. Она не может не трогать! Ведь, по сути, это первое, что трогает даже самого Эрика. ПРОБУЖДЕНИЕ начинается именно с этой самой сцены. Речь ведь не о смерти рэп-певца, чья песня играет в лифте Эрика. Речь о человеке, который построил рядом с домом минарет и переселился в него. А для чего вообще-то нужен минарет? Чтобы на молитву призвать. Самое время помолиться. Когда вокруг не просто хаос, вокруг ад, где на улицах заживо жгут людей.
Отдельное слово хочу сказать о музыке Космо. Она для меня просто космическая. Абсолютно и совершенно уместная в каждой сцене, даже в титрах. Говард Шор и Мetric - почти так же неожиданно, как Кроненберг и Паттинсон.
Эволюция Эрика от начала к концу фильма очевидна. Сперва циничный миллиардер в костюме от Гуччи и темных очках, под надежной защитой СЛИШКОМ контролирующего Торвала (за чо тот в итоге и поплатился) и Комплекса, в уютной утробе пуленепробиваемого лимузина. Затем, по сути, нищий молодой человек, расхристанный, со странной прической, с огромными глазами, полными слез, абсолютно беззащитный перед лицом потенциального убийцы. Он пришел ПРОБУЖДАТЬСЯ ДЛЯ ЖИЗНИ туда, куда приезжают «СПАТЬ» лимузины (как много раз Эрик интересовался этим вопросом на протяжении фильма).
В финале фильма Эрик, на мой взгляд, находит то, что так долго искал. Почувствовав дыхание смерти, он наконец-то ощутил себя ЖИВЫМ. Он ПРОСНУЛСЯ. Что заставило его это сделать? Страх? Вряд ли. Возможно, личность Бенно? Личность собственного убийцы заставила Эрика взглянуть на себя, на свою жизнь под другим углом. Ведь вместо того, чтобы ЖИТЬ Бенно потратил часть своей жизни на идею отомстить человеку, который даже не знал о его существовании. Разве может быть более никчемная цель в жизни? По сути Бенно ненавидел Эрика за то, что он сам, Бенно, не Эрик. Элементарная, отвратительная, мерзкая человеческая зависть.
Я не знаю, каким Эрика написал ДеЛило, я знаю только Эрика в исполнении Роберта. И знаете что? По сути, я понимаю, что не должна его жалеть: он эгоист и убийца, он клятвопреступник и развращенный до мозга костей молодой хлыщ. Но мне его жалко. Я плакала в конце. Да и не только я, люди, которые смотрели фильм вместе со мной, тоже плакали. Вместе с Эриком. О нем. О его впустую потраченной жизни. Это страшно, наверное, почти умереть, чтобы наконец-то проснуться…
При использовании материала активная ссылка на данную новость с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!