Когда Дэвид Кроненберг занимается экранизацией «великого современного американского романа» под названием «Космополис», - автор, жди беды. Опыты канадца в адаптации книг вроде «Автокатастрофы» или «Обеда нагишом» кажутся частью огромного сериала под условным названием «Кроненберг исследует мутации печатного слова». Фанаты Балларда и Берроуза в достаточной степени прокляли версии канадского мастера, теперь очередь за ценителями гигантоманской прозы Дона Делилло, которая в руках режиссера стала почти невозможным для зрителей аттракционом фрик-психоанализа. Роль кушетки выполняет сиденье идеально тюнингованного лимузина, в котором по городу Нью-Йорку, как бы ощущающему скорое падение башен-близнецов и поднятие акций Occupy Wall Street, возят утомленного молодого человека с вампирским взглядом и, как окажется, асимметричной простатой.
Двухчасовой трип, устроенный Кроненбергом, по схеме своего воздействия напоминает урок психологии и развлекательной финансовой аналитики. В душный воздух утреннего и ночного Нью-Йорка произносятся километровые монологи и при всей внешней совершенности картинки и футуристических ракурсов смотреть на экран порой невыносимо. Видимо, этого эффекта неприятной медицинско-образовательной процедуры Дэвид и добивался. Помогает ситуации и исполнитель главной роли молодого магната Роберт Паттинсон, чье замороженное лицо реально оживает только в сцене проникновения в него докторской руки в пластиковой перчатке. Будь на его месте актер повеселей, вроде молодого Джереми Айронса, интеллектуалки наверняка сделали бы «Космополис» для себя предметом фетиша и заменителем порции порно. Но поскольку сошествие в ад демонстрируется на примере хлюпика из«Сумерек», ничто не отвлекает от цельной картины крушения гадкого буржуазного мира.
Со зрительской точки зрения планете «Космополиса» стоит поставить ноль: для зрителя, ждущего футуристического криминального триллера или хотя бы психоделической агитки во вкусе Гаспара Ноэ, картина Кроненберга бесполезна. Он специально отодвигает самых живеньких персонажей - парикмахера и таинственного киллера - на последние полчаса и заставляет вглядываться в дизайн подлокотников и липкую от геля прическу главного героя. По полу его машины-кабинета вьется Жюльетт Бинош, финансовые прогнозы втирает одутловатая Саманта Мортон, а за кадром гитара композитора картины Ховарда Шора отчаянно пытается наиграть «Shine On You Crazy Diamond» Pink Floyd. Со стороны лиц, заинтересованных в апокалиптического склада кино и философии Кроненберга, картина очень привлекательная: доступное для понимания глумление над человеческими комплексами и мотивировками по нынешним временам встречается редко. Тем же, кто сразу не попадет в нужный ритм, «Космополис» напомнит неоновый стенд для продажи шарлатанских книг о конце света и неминуемом приходе бунтовщиков с кремовыми тортами в руках.
Кроненберг сделал картину о том чувстве, которое переполняет человека, когда он попадает на техно-вечеринку с шикарной музыкой, но наполненной невеселыми людьми с кислыми лицами: им обещали наркотики, а дилер так и не добрался до места назначения. С точки зрения жертв несостыковки, пропавший торговец кокаином или таблетками - это несомненная трагедия и убитый вечер. С позиции незаинтересованного наблюдателя разбитые иллюзии людей, озабоченных превращением в танцующих роботов, - это лишняя демонстрация превосходства холодной головы над падким на соблазны телом. Несостоявшаяся супружеская жизнь главного героя-магната и его кукольной жены-поэтессы, которая и служит основной подпиткой мотивации персонажей, похожа на эту безопасную для стороннего наблюдателя ломку. Вроде бы и кости на экране не хрустят, а послевкусие такое, как будто побывал в пыточной камере, а потом вышел в ночной воздух просветленным и несколько более чистым, чем обычно.
АЛЕКСАНДР КОНДУКОВ
При использовании материала активная ссылка на данную новость с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!
"...Я получил множество отрицательных рецензий. Конечно, меня это ранит и заставляет сомневаться. Когда кто-то говорит мне, что я плохой актер, я не возражаю, я знаю, что мне есть над, чем поработать. Но когда кто-то говорит, что я урод, я не знаю, что сказать. Это, как… знаете, что? Это, правда меня ранит."