«Космополис» – экранизация одноимённого романа Дона Делилло. Автор – видный постмодернист нашего времени и, собственно, это и усложняет ситуацию. Ведь постмодернизм хорош не только за счёт апокалипсической философии, но и благодаря литературной форме. А передать эту форму визуально достаточно сложно. Режиссёр фильма, Дэвид Кроненберг, решил пойти ва-банк и перенести книгу на экран досконально. В итоге у него хоть и получилось по-настоящему умное кино, но при этом оно оказалось таким тяжеловесным и неудобоваримым, что редкий зритель доживёт до конца сеанса, ни разу не вздремнув. Впрочем, картина получила хвалебные отклики на Каннском фестивале (но признание было только на словах, даже мало-мальского приза «Космополису» получить не удалось).
Сюжет неуловимо напоминает произведения Кафки и Воннегута, смешанные в один острый коктейль: главный герой в своём роскошном белом лимузине едет к парикмахеру и по дороге общается с разными людьми, видит разные ситуации. Звучит увлекательно, но на деле всё достаточно нудно. Приключениями и яркими впечатлениями практически не пахнет, на их место встают бесчисленные философские диалоги в духе Чака Паланика: про саморазрушение и желание уничтожать. Были бы они не такими длинными, их бы растащили на цитаты и сочли гениальными, но когда в непрерывном десятиминутном разговоре героев пытаешься уцепиться за суть, тут уж не до восторга от заумных изысков, понять бы, что вообще происходит.
Действия нет, и это удивляет, потому что даже в самом дремучем арт-хаусе меньше скуки и обездвиженности, чем в «Космополисе».
Роберт Паттинсон органично смотрится в роли капризного богача. Его породистое британское лицо практически всегда непроницаемо как у профессионального игрока в покер. Миллиардер Эрик – зеркало современных пороков, интеллектуал и хам в одном лице. Его главные интересы – секс и деньги, и даже его любовь к искусству больше напоминает жадность маленького ребёнка, нежели утончённый интерес культурного человека. Его брак с красивой голубоглазой блондинкой-поэтессой не более чем фикция: она для него – объект вожделения, с которым можно ещё и пофилософствовать, он для неё – атрибут семейной жизни. Как и в «Милом друге», который вышел этой весной, Паттинсон половину фильма только и делает, что занимается сексом, и, похоже, укрепляет свои позиции в амплуа циничного обольстителя.
Гедонизм главного героя подчёркивается всеми доступными способами: приятной операторской работой, модно-урбанистичным саундтреком и принципом «мой автомобиль – моя крепость», где есть всё для спокойной жизни.
На самом деле удивительно, почему такое откровенно авторское и независимое кино выпустили в широкий прокат. Мейнстримом оно не станет, не смотря на то, что в титрах и на афише Роберт Паттинсон, а снобов от мира кино может и отпугнуть излишним глянцем.
Автор: Ульяна Колмогорова
Интересные факты: – В одной из эпизодических ролей снялась популярнейшая французская актриса Жюльет Бинош; – Бюджет фильма составил 20 миллионов долларов; – В производстве картины были задействованы Канада, Франция, Италия и Португалия; – На роль жены героя Роберта Паттинсона претендовали актрисы Нуми Рапас («Прометей») и Кира Найтли (на этой неделе она появилась в другом фильме – «Ищу друга на конец света»), но в итоге образ Элис достался Саре Гадон; – Сценарий для фильма Кроненберг написал за 6 дней; – Роберт Паттинсон должен был приехать на московскую премьеру фильма, но не смог.
При использовании материала активная ссылка на данную новость с надписью "взято с only-r.com" и указание авторства перевода ОБЯЗАТЕЛЬНЫ!