Рецензии в цифрах
всего рецензий218
суммарный рейтинг21450 / 17493
первая7 сентября 2017
последняя26 января 2023
в среднем в месяц4
Подтверждение удаления
Вы можете удалить не более пяти своих рецензий. После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить не более . После удаления этой рецензии у вас останется возможность удалить только еще одну. После удаления этой рецензии вам больше не будет доступна функция удаления рецензий. Вы уже удалили пять своих рецензий. Функция удаления рецензий более недоступна.

Французский режиссёр Клер Дени («Белый материал») относится к тому числу авторов, чьи работы очаровывают не смысловой или идеологической составляющей, а тем, как подаются истории в них. Дени не боится экспериментировать, деконструировать или переосмысливать жанры, а её авторское видение не знает границ. Созданные ею фильмы далеко не самые дружелюбные произведения искусства, они отталкивающие, вызывающие, омерзительные, но отнюдь не претенциозные, как может показаться массовому зрителю. Клер Дени тот самый режиссёр, к чьим работам хочется возвращаться снова и снова. Почти каждая её работа — важное для французского кинематографа высказывание, которое, как и хорошее вино, со временем становится только лучше.

«Высшее общество» сюжетно стартует с дрейфующего где-то в космосе за пределами Солнечной системы космического корабля с всего двумя пассажирами на борту. Снаружи, в открытом космосе, уставший мужчина по имени Монти (Роберт Паттинсон) ремонтирует обшивку корабля под разрывающий ушные перепонки детский плачь, исходящий от его дочери. Главный вопрос, появляющийся сам по себе в самом начале, почему они одни среди звёзд. Именно ответу на этот вопрос и будет посвящена первая половина фильма. Монти один из членов экипажа, состоящего из преступников, приговорённых к пожизненному заключению. Цель их космической экспедиции проста: во имя науки долететь до ближайшей к Земле чёрной дыры, для дальнейшего изучения, чтобы принести пользу человечеству. Довольно быстро становится понятно, что целью учёных было не изучение чёрных дыр, а выращивание идеального человека в суровых условиях.

Исполнивший главную роль, английский актёр Роберт Паттинсон неоднократно уже зарекомендовывал себя в авторском кино. На данный момент его карьера уже переродилась, так что никто уже и не вспоминает то вампирское недоразумение, чуть не поставившее крест на карьере Паттинсона. Хоть изначально Клер Дени и не хотела брать на центральную роль в свой фильм столь молодого актёра, как Паттинсон, но его мольбы были услышаны и спустя множество уговоров Дени сдалась и утвердила Паттинсона на роль. И, впрочем, как и обычно, возрастная интеллектуалка Клер Дени не прогадала с выбором. Паттинсон создаёт на экране невероятный магнетизм к своей персона, даже при том условии, что у его героя не так уж и много слов. При этом, одним лишь Паттинсоном актёрский состав не перестаёт радовать. Основной проблемой и в то же самое время главным наставником для Монти в космическом путешествии будет сексуально-опасная Доктор Дибс (Жюльет Бинош), осуждённая за убийство собственных детей.

Клер Дени не была бы собой, если бы ограничилась лишь одной центральной темой. «Высшее общество» довольно-таки многогранное кино, требующее от своего зрителя больше, чем один бездумный просмотр. Персонаж Паттинсона Монти отличается от остальных заключённых тем, что в определённый момент полностью отказывается от любви и интимных отношений, выбирая воздержание. И пока медленно, но верно члены экипажа начинают сходить с ума, заболевают, умирают, морально пожирая себя изнутри, Монти единственный, кого не тревожит долгое пребывание в космосе. Его можно назвать особенным, ведь его гены чисты. Естественно, нельзя воспринимать всё происходящее в картине буквально, как такового реализма в «Высшем общество» почти нет, при просмотре необходимо мыслить менее рационально. Ведь за воздержанием подразумевается самоконтроль, из-за отсутствия которого все члены экипажа и погибли, кроме Монти, чьё семя обманным и весьма низким способом «забрала» Доктор Дибс, с целью вырастить идеального человека.

Смотреть «Высшее общество» местами не очень-то и приятное времяпрепровождение, ведь у Клер Дени целиком и полностью отсутствует табу на то, что можно показывать и как это делать. Поскольку деторождение и то, как ребёнок влияет на человеческую личность — одна из основ фильма, на экране то и дело крупным планом мелькают слюни, менструальная кровь, сперма и грудное молоко, стекающее по женскому телу. Хоть Дени и показывает эти вещи прямо, без какого-то приукрашивания, нельзя сказать, что всё вышеперечисленное присутствует в картине лишь для того, чтобы быть. Одна только сцена мастурбации Доктора Дибс на кресле со встроенным в него металлическим дилдо имеет гораздо больше смысла, чем может показаться на первый взгляд. Да, в фильме есть и такое. Извивающаяся словно змея от экстаза Жюльет Бинош на фоне космической пустоты больше напоминает демоническую сущность, чем женщину, из-за чего великолепная в визуальном плане сцена говорит о внутреннем и духовном состоянии персонажа намного больше, чем на это способны слова.

Этим «Высшее общество» и очаровывает, это совершенно бескомпромиссное по отношению к зрителю зрелище, не знающее в собственном безумии границ. Клер Дени сотворила поистине тягучий фильм, схематично вывереннный, от чего его просмотр превращается не в муку, а в настоящее наслаждение. «Высшее общество» относится к тому числу картин, которые после своего просмотра не отпускают зрителя. Даже спустя какое-то время желание вернуться и увидеть это снова никуда не уходит. Более того, фильм необязательно может понравиться, поскольку «Высшее общество» — кино не для всех. Это то самое кино, в которое зритель либо сразу влюбится и никогда не разлюбит, либо возненавидит, оставшись недовольным просмотром, но, что удивительно, со временем в его голове «Высшее общество» так или иначе начнёт обретать новую жизнь. Определённо, это эротический катарсис, через который проходят не только герои картины, но и сам зритель в процессе просмотра.

Фильму Клер Дени нужно дать время, чтобы он смог перевариться в голове, необходимо позволить ему дозреть в подсознании и только тогда, по прошествии времени, работа Дени засияет новыми гранями и красками, став в итоге намного дружелюбнее и понятнее, ведь именно таким и должно быть кино про поиски человека себя. Откровенно говоря, Клер Дени сделала совершенно поехавший коктейль из «Соляриса» Андрея Тарковского, «Куба» Винченцо Натали и «Догвилля» Ларса фон Триера, приправив всё это своим режиссёрским видением, подачей и беспринципным отношением. «Высшее общество» — кино вызывающее желание изучать его, погружаться в него, становясь его частью, в котором каждый найдёт что-то своё.

Главное не потерять контроль над собственными эмоциями при просмотре, ведь именно через самоконтроль человек и постигает собственный идеал и совершенство, о котором так тонко и увлекательно и рассуждает Клер Дени в «Высшем обществе». Не сумев преодолеть собственные табу, зритель рискует упустить из своих рук настоящее произведение искусства. Оно омерзительное, немного больное, но непередаваемо очаровывающее своей красотой, глубокими поисками человеческого в потаённых уголках разума и его месте во Вселенной, а также захватывающее элитарным подходом режиссёра к постановке. Принято считать, что искусство должно вызывать эмоции, а «Высшее общество» способно вызвать такой огромный спектр эмоций у своего зрителя, что остаться равнодушным по отношению к новой работе Клер Дени ни у кого не получится.

9 из 10

10 апреля 2019 | 10:22
Комментарии (1)

Новый комментарий...

  • 4

    Spire of Grace 11 апреля 2019, 02:50 пожаловаться

    #

    Рецензия очень хороша, если не считать неудачной фразы про «вампиров недоразумение»- к Сумеркам вполне применим первый абзац вашего текста

    ответить

 
Добавить комментарий...