Шлиссельбургская трасса - железная Дорога жизни в блокадный Ленинград

10
Продолжительность блокады Ленинграда составляла 872 дня. Это было тяжелое время: взятый вражескими войсками в смертельное кольцо, город испытывал острый недостаток в продовольствии и топливе. В результате воздействия голода и холода погибли сотни тысяч жителей.

Советское командование с первых дней пыталось прорвать блокаду, полтора года продолжались бои, множество бойцов полегло под вражеским огнем, большое количество военной техники было загублено – все безуспешно. Лишь только 18 января 1943 года смогли соединиться армии Ленинградского и Волховского фронтов в районе Шлиссельбурга, прорвав блокаду Ленинграда. Эти факты знакомы всем. Однако мало кто знает о том, что, когда весь город праздновал радостное событие, Государственный комитет обороны принял постановление о строительстве небольшой, но очень важной железнодорожной ветки, протяженностью 33 километра, способной обеспечить связь города с Большой землей.



Шлиссельбургская трасса - железная Дорога жизни в блокадный Ленинград


Немецкая пропаганда писала, что узкая полоска болот у линии фронта, которую смогли отвоевать русские, не сможет ничем помочь городу. Но советские командиры знали, насколько важны эти торфяники, протянувшиеся вдоль Ладоги. Также они понимали, что если не предпринять никаких действий, то неприятель снова постарается сомкнуть кольцо блокады. Было ясно, что необходимо провести перегруппировку войск, подвезти больше боевой техники, боеприпасов, а также обеспечить жителей Ленинграда и войска продовольствием. Таким образом, новый отрезок пути должен был соединить внутреннюю сеть железных дорог с внешней, ведущей на Волховстрой. Именно эту небольшую железнодорожную ветку от Шлиссельбурга до местечка Поляны называли Коридором Бессмертия, Дорогой жизни.

Сразу же после прорыва блокады были выделены все необходимые ресурсы. Задание казалось почти невыполнимым – ведь железная дорога должна была быть построена всего за 20 дней. В мирное время для подобной стройки понадобилось бы не меньше года. Возглавил строительство И. Г. Зубков, который до войны руководил постройкой метро в Ленинграде.

И вот в январские морозы примерно пять тысяч человек приступили к осуществлению этого дерзкого плана. Люди рубили в окрестных лесах деревья, изготавливали рельсы, шпалы. Почти круглосуточно работали геодезисты, железнодорожники, военные. Строительство осложнял еще и тот факт, что местность, где должна была проходить новая ветка – бывшие синявинские торфоразработки – была абсолютно неприспособленной для железной дороги: болотистой, пересеченной. Из-за отсутствия дорог сложно подвозить материалы, в земле скрываются мины, неразорвавшиеся снаряды. Болото необходимо было засыпать, в некоторых местах приподнять насыпь – грунт возили в мешках с карьеров на санях, кусках кровельного железа, приспосабливали для этой цели все, что можно.



Возведение новой линии решили вести по облегченным техническим условиям, а для выхода на станцию Шлиссельбург построить через Неву свайно-ледовый мост. На дно реки вбивались сваи, сверху прямо в лед вмораживались шпалы, на них укладывались рельсы. Мост имел длину 1300 метров, рассчитан был на эксплуатацию только в зимнее время.

Зима 1943 года выдалась суровой: сильные морозы, бураны, пронизывающий ветер. Кроме того, примерно в 5-6 километрах от стройки, на Синявинских высотах, засели неприятельские войска, которые поначалу не могли понять, что делают русские, а когда поняли, то стали обстреливать место стройки непрерывным артиллерийским огнем. При этом часто разрушались только что возведенные участки дороги. Советские зенитки как могли с земли прикрывали стройку от вражеских артобстрелов, с воздуха это делали истребители. И вот в рекордные сроки – за 17 дней, на три дня раньше назначенного, была построена Шлиссельбургская трасса.

Первый поезд с продовольствием вошел в Ленинград уже 7 февраля, люди плакали от радости, вверх взлетали шапки! Привел поезд с Большой земли старший машинист депо Волховстрой И. П. Пироженко. После этого дня в город регулярно стали привозить продовольствие и другие грузы. Но мало кто знал, какой ценой это дается.

Гитлеру донесли о новой ветке железной дороги, построенной русскими. Фюрер потребовал разбомбить трассу, по которой каждый день эшелоны, доставляли продовольствие и боеприпасы в блокированный город. Немецкие офицеры жаловались, что поезда ведут смертники, выпущенные из советских тюрем, которым даже сам черт нипочем. Но они сильно ошибались, потому, что по «коридору смерти» ехали машинисты, которых отозвали с фронта, многих доставляли в Ленинград на самолетах. Молодые девушки – вчерашние ленинградские школьницы, выжившие в блокаду, по направлению комсомола становились кочегарами, помощниками машинистов, стрелочниками и кондукторами. Для движения поездов по Шлиссельбургской трассе была создана 48-я паровозная колонна. Из особого резерва НКПС выделили тридцать мощных паровозов.

Из-за постоянного обстрела фашистами поезда могли передвигаться только ночью с притушенными огнями. Большая часть «коридора» хорошо просматривалась с Синявинских высот, имеющиеся у неприятеля авиационные прожектора и звукоуловители позволяли легко засечь поезд. От разрывов снарядов дыбом вставала земля, а рельсы закручивало, как проволоку. Ремонтировать железнодорожное полотно приходилось по несколько раз в день, под откос летели целые составы. За ночь могли проходить только три поезда в Ленинград и столько же обратно. Увеличить их количество долгое время не удавалось.



Немного улучшить положение можно было бы при помощи автоматической блокировки, но для ее постройки требовалось время и средства. Тогда было решено временно создать простейшие сигнальные посты, своего рода «живые светофоры». Суть такой «живой блокировки» состояла в том, что на расстоянии 2-3 километра друг от друга устанавливались специальные посты, где стоял светофор – керосиновая лампа с красным и зеленым стеклом. Человек, управляющий таким светофором, поворачивал фонарь красным или зеленым светом в сторону поезда.

При наличии «живой блокировки» составы могли теперь следовать один за другим, за ночь проходило 20-25 поездов. В поездах в город провозилось продовольствие, а обратно отправлялись оборудование и различные материалы, также эвакуировалось нетрудоспособное население. Их движение прикрывали зенитно-пулеметные взводы и самолеты. Уже через две недели после окончания стройки шлиссельбургской трассы хлебный паек ленинградцев сравнялся с московским. Жители города по карточкам стали получать крупу, масло, свежее мясо.

После открытия движения ветки Шлиссельбург – Поляны, одновременно началось строительство другого высоководного железнодорожного моста через Неву на свайных опорах с ограждением. После окончания строительства постоянного моста свайно-ледовый хотели разобрать, но потом решили оставить. Дело в том, что новый мост часто подвергался артиллерийским обстрелам, и движение поездов приходилось останавливать. Поэтому временную постройку оставили в качестве дублера, тем более что ее конструкция была относительно простой и восстанавливалась в кратчайшие сроки.

Кроме того, 19 марта 1943 года Военным советом Ленинградского фронта было принято постановление на трассе Шлиссельбург - Поляны построить обходной путь протяженностью 18, 5 километров. Этот путь проходил в 2-3 километрах от основной дороги. Он находился не только дальше линии фронта, но был еще и лучше прикрыт, благодаря особенностям местности и кустарнику. Движение по нему началось 25 апреля 1943 года, к концу мая в Ленинград приходило до 35 составов в сутки. Город, наконец, ожил, а на Ленинградском фронте быстро забыли, что такое «снарядный паек», который бойцы получали с самого начала блокады.

Несмотря на героизм и отвагу железнодорожников, потери были очень велики. Из паровозной колонны в 600 человек, погиб каждый третий, при этом невозможно подсчитать, сколько еще погибло при строительстве, обороне и восстановлению железной Дороги жизни. Все они бесстрашно выполняли свой долг, обеспечивая непрерывность движения поездов по трассе Шлиссельбург - Поляны.
10 комментариев
Информация
Уважаемый читатель, чтобы оставлять комментарии к публикации, необходимо авторизоваться.
  1. +6
    27 марта 2012 10:03
    Если хотите увидеть, что такое народная война и мужество советского солдата, побывайте в крепости Орешек. Гордость прёт! Петр 1 её взял штурмом у шведов, а немцы были в Шлиссельбурге, а Орешек взять не смогли.
  2. +6
    27 марта 2012 10:29
    Блокада Ленинграда...Это просто Подвиг... У нас военрук рассказывал, он там воевал... то что делали там люди...это за гранью... человеческих сил и возможностей... они выстояли... и чего ещё сказать... вечная им слава...плюс..
  3. +4
    27 марта 2012 12:16
    Земля пухом погибшим, здоровья живым ветеранам и блокадникам!!! Достойные у нас предки, главное сохранить эту силу духа и передать потомкам!
  4. +1
    27 марта 2012 16:11
    Согласен с вардом.Только мне кажется,что Россия надорвалась в той войне.Возродится ли,вот в чём вопрос ?!
  5. Регион71
    +3
    27 марта 2012 18:20
    Не перестаю восхищаться делами предков.Люди проявляли героизм не только на фронте,но и в тылу.С современным поколением даже сравнивать не хочется.
  6. хищник
    +4
    27 марта 2012 18:35
    построить железную дорогу за 20 дней , 33км - просто фантастика ! еще под вражеским огнем.
    1. Регион71
      +3
      27 марта 2012 18:58
      Да ещё зимой,а это холод ,сырость и болезни.Жили строители явно не в котеджах.Да и кормили их точно не деликатесами.
      Очень часто намазывая на вкусный белый хлеб или булку масло,вспоминаю рассказы отца как в войну собирали оставшуюся в поле мороженую картошку,а летом лакомились деликатесными травами:щавелем,ревнем,и тд...
  7. +3
    27 марта 2012 18:51
    Судьба распорядилась так что мой отец воевал в двойной блокаде на Ораниенбаумском пятачке, что напротив Кронштадта,а мой будущий тесть в Кронштадте огнем корабельной артиллерии не давали немцам сбросить наших с пятачка.
    Вот так они защищали друг друга всю блокаду!
    Приведу слова Валентина Распутина:
    "Кажется,нет никаких оснований для веры, но я верю,что Запад Россию не получит...Я верю - мы останемся самостоятельной страной, независимой, живущей своими порядками, которым тыща лет. Однако легкой жизни у России не будет никогда. Наши богатства - слишком лакомый кусок."
    И ещё:
    РУССКИЙ НАРОД НЕ ХУЖЕ И НЕ ЛУЧШЕ ВСЕХ ОСТАЛЬНЫХ. ОН ДРУГОЙ.
    1. +1
      18 декабря 2021 18:17
      Тогда надо было сказать так, что русский народ - народ труженик, а потому нёс свет благополучия и счастья. А есть народы-паразиты, которые могут существовать только тогда, когда имеют возможность грабить. И если взять западную, т. с. колониально-деспотическую цивилизацию, то это наглядный пример такого паразитического народа. Правда, надо понимать, что народ при классовом делении, не один, ибо класс трудящихся находился под гнётом господствующего класса, который и определял политику грабежа и разврата, насилия и эксплуатации. Поэтому в классовом обществе, как говорил Гизо, два народа, противоположные во всём - социальном положении и доходах, культуре и т. д. Поэтому, если вспомнить интернационал, то это говорит о том, что трудовому народу всех национальностей, противостоял другой народ-паразит, который угнетал и подавлял, развращал и насиловал, принуждал и эксплуатировал его. Поэтому трудовой народ - намного лучше народа-паразита. Иное дело, что паразиты воюют между собой за большую добычу, крохи которой при благоприятных условиях попадают угнетённым.
  8. +1
    18 декабря 2021 18:21
    Мне моя мама, как ни помянуть! Рассказывала, что тоже участвовала на строительстве этой дороги. Она была помощником парового железнодорожного крана. Говорила, что было тяжело, в основном работали женщины. И если, говорила, я в кране у печки, то они - в воде и грязи. Поэтому всегда звала их греться и сушиться.