Деконструкция - это что такое?

Здесь мы рассмотрим понятие деконструкции. Это термин, обладающий сложной характеристикой и широко известный в самых различных кругах общества. Он оказывает значительное влияние на художественные приемы различного рода литературы и является особой формой осмысления информации.

Введение

Деконструкция – это понятие, определяющее себя как составной элемент искусства или философии и позволяющий субъекту по-новому воспринимать и понимать определенного рода информацию. Интерпретация данных происходит посредством уничтожения стандартных стереотипов или включения новых типов контекста.

деконструкция это

Автором деконструкции стал Жак Деррида, литературный теоретик и философский мыслитель из Франции. Необходимость в создании подобного термина была обусловлена тем фактом, что смысл информации начинает конструироваться субъектом в ходе чтения, а общая картина представленного материала чаще всего тривиальна или является навязанной автором при помощи использования репрессивных инстанций. Именно это вызвало потребность в провокации и инициации высвобождения мыслей, которые скрыты в глубине метафорического текста. Вклад подобной информации очень-очень часто не контролируется самим автором. Своими корнями понятие деконструкции уходит в идейные темы Хайдеггера. Усиление термина произошло благодаря вмешательству ряда психоаналитических, марксистских и дзэн-буддистских аллюзий.

О создателе понятия

метод деконструкции

Жак Деррида – это автор метода деконструкции. Выходец из Франции, активно занимающийся изучением философии и теории литературы. Считается одним из влиятельнейших философских мыслителей двадцатого века. Его работы часто игнорируются в англо-американских традициях философии аналитического типа.

Главной задачей Деррида, судя по его трудам, было противостояние привычным традициям философии Европы. Благодаря этому, он смог по-новому осмыслить место людей в реальном мире. Практически все его труды подвергались критике, упреки которой черпались из обвинений в чрезмерной педантичности анализируемых текстов, вплоть до криков о том, что он обскурантист. Несмотря на это, Ж. Деррида старался давать ответы большинству своих оппонентов по дискуссии.

Работы этого мыслителя затрагивали самые разнообразные вопросы, начиная от ряда проблем онтологической и эпистемологической природы и до языковых, литературных, эстетических, психоаналитических, теологических, а также политических и этических проблем.

Теоретические основы Ж. Деррида

Деконструкция Деррида вышла на свет с его работой «О грамматологии», что вышла в 1967.

деррида деконструкция

Деррида занимался критикой традиционного положения европейской философии тех времен за наличие логоцентризма в суждениях. Это понятие представляет собой тип структурирования мысли, который окружает центральный компонент и тем самым приводит к вытеснению познаваемости элементов определенной сферы изучения. В соответствии с логоцентризмом, каждая смысловая единица обладает самодостаточностью. Однако Деррида был с этим не согласен, ведь он считал, что любое смысловое содержание, например слова, отсылает нас к ряду других символов, которые могут существовать только во взаимосвязи друг с другом.

Понятие логоцентризма

Наличие логоцентризма приводит к возникновению некоторых оппозиций, таких как: формально-логическая, мифологическая и диалектическая. Они образуют единую систему европейских мыслительных процессов и придают им иерархическую форму, что наблюдается при чередовании переменных явлений добра и зла, рационализма и эмоций и др. Основное предназначение деконструкции заключается в анализе таких оппозиций и уравнивании прав для обоих (противоположных) компонентов. Далее оценивается вероятность их существований. К основным заблуждениям положений логоцентризма, в частности, относится присутствие преобладания «прав» настоящего над прошлым.

Выявление логоцентризма

деконструкция в философии

Деконструкция – это рассмотрение составных элементов путем механического разбора, и их анализ предназначенные для определения принципов работы системы в целом. Если говорить о тексте, то происходит выявление возможных противоречивых утверждений между логическим и риторическим содержанием текста. Другими словами, деконструкция позволяет определять степень взаимосвязи языка и смыслового наполнения.
Деррида старался показать людям, что важен сам ход выполнения работы, а не конечная картина. Необходимо, чтобы человек не увяз в толще языка, служащего посредником, а старался «разбить затвердевшую толщу речевых единиц» путем расчленения и перерасчленения содержания.

В соответствии с утверждениями Жака Деррида, необходимо найти различие, которое характеризуется определением бинарных оппозиций из основного набора понятий и их антиподов. Примером может служить разделение трансцендентальности и эмпиричности Канта в работе «Критика чистого разума». А также методом деконструкции служит инверсия, которая представляет собой замену основного понятия на его противоположный вариант.

Явление рецепции

автор деконструкции

Теоретические положения деконструкции чрезвычайно важны для постмодерна. Это связано с тем, что здесь изменяется сама форма осознания текста, а языковые единицы - это лишь инструмент самостоятельно действующего лица. Деконструкция постмодернизма включает в себя подход, основанный на смещении фокусировки с «открытого» содержания, передаваемого в тексте, на посредника, которым служит язык, и он же позволяет выявить маловероятные детали и маргиналии, раскрывающие скрытое значение текста, например то, что скрыто метафорически.

Рассматривая деконструкцию в широком смысле, ее можно ассоциировать с критической формой переосмысления различных типов канонов, таких как, например, литературные, философские, исторические и т. д.
На территории Европы методы деконструкции стали ответной реакцией на возникновение структурализма и залегли в основание большого числа постструктуралистских методологий.

Деконструкция и литература

На территории США рассматриваемое явление активно развивалось с конца шестидесятых по начало восьмидесятых годов двадцатого века. Йельская школа является известным последователем такого рода оценивания текста. Представителями, внесшими значительный вклад в развитие деконструкции, являются Поль де Ман, Дж. Хартман, Х. Миллер и др.

Р. Бартом была внесена мысль, которая повествовала о самостоятельности текстов в отношении к самому его создателю, автору. В литературе деконструкция – это субъективный тип критики воспринимаемого текста и полное независимое интерпретирование от него (текста). Деконструктивные методы, применимые к изучению летописи времен, внесли кардинальные изменения в историографию.

Взаимосвязь с юридической сферой

Теоретически, субъекты, изучающие юридическую сферу деятельности человека, расценивают иерархический склад общества как главный исток логических суждений и форм права. Главное утверждение хочет донести до человека тот факт, что закон нельзя отделять от политической деятельности, а потому оставлять его нейтральным нельзя. Для демонстрации неопределенности известных доктрин права ученые применяют методы лингвистического структурализма и философской деконструкции. Данные средства необходимы для сужения широкого содержания категорий и терминологии в правоведческом тексте и/или речи.

Влияние на архитектуру

деконструкция постмодернизм

Методы деконструкции Деррида оказали значительное влияние на развитие архитектуры и обусловили возникновение нового течения, названого деконструктивизмом. Характерными его чертами являются отступничество по отношению к классическим формам, усложнение визуального восприятия и внесение асимметричности. А также значимыми свойствами является изломанность и нарочитость, подчеркивание агрессивности вторжения в городской облик.

Деконструкция и массовая культура

автор метода деконструкции это

В культуре, предназначенной для массового обозрения, деконструкция – это закрепленный подход в форме ревизионизма. Своего рода переосмысление традиционного набора устоев и общепринятых положений, закрепившихся в исследовании сюжета и/или тропы. Она ярко выражает себя в культуре постмодернизма и старается оперировать завершенными формами и стилями художественной тематики, обращенными к извечным сюжетным линиям и темам. Проявление находит в призме иронии и/или самоиронии, показывая неестественность и неприменимость художественных стилей к условиям реальности «сегодняшнего» дня.

Деконструкцию применяют для улучшения понимания смысла содержания. Нередко это приводит к определению неизбежных троп архетипических структур. Выявляются их противоречие и подтверждающие факторы, указывающие на несостоятельность определенных условностей в различных жизненных ситуациях реальности. Примером деконструкции, который можно применить к тропам, может служить такая постановка вопросов:

  • К каким последствиям привел бы конкретный троп в реальной жизни?
  • Что послужило обстоятельством, позволившим появиться определенному тропу?

Существует понятие деконструкции жанра, включающее в себя критическую и/или ироническую оценку ряда характеристик жанровых тропов, продвижения сюжета и его характера. Нередко деконструкция обладает мрачным, пародийным и циничным характером, иногда по отдельности.

Стратегическое происшествие

Методы деконструкции позволяют выявлять наличие логоцентризма в практически любом тексте, посредством обнаружения оппозиций бинарного характера, среди которых одна проявляет доминирование над другой и приводит к установлению иерархичного порядка. Другими словами, оппозиция деконструкции заключается в противостоянии иерархии.

Деконструкция старается показать, что свидетельств общего первоначала нет. Однако по факту не отрицает его в целом. Главными задачами служит констатация его имманентной делимости, повторяемости и структурности.

Основываясь на положениях деконструкции, выделяют два стратегических подхода к определению смыслового содержания, 1-й из которых основывается на новом анализе метафизических текстов запада, а 2-й – это выявление «апорий» текста, которые представлены неразрешимыми противоречиями. Апории могут быть актуальными и для наших временных положений и, следовательно, необязательно должны быть связаны с историей философии. Деконструкция в философии свое внимание приковывает также и к этимологическим данным, сходству значений, определению неявных метафор. Вследствие этого происходит и деконструирование самой философии.

Подводя итоги

Анализируя ряд положений деконструкции и ее методологических приемов, можно определить ее как особую форму переосмысления содержания любого произведения искусства, начиная от текста и заканчивая скульптурами или картинами, с целью выявления скрытого содержания, которое может вкладываться даже независимо от автора, например, на уровне подсознания. Деконструкция была создана Жаком Деррида и внесла большие изменения в развитие современных положений культуры в самых разных сферах деятельности человека.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Слишком сложно о простом, суть в разрушении целого на мелкие составляющие чтобы переварить и ассимилировать. Простой пример процесс еды.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.