Кинг-Конг и Чуковский
Казалось бы, где Кинг-Конг и где Чуковский, какая между ними связь? Вы
удивитесь, но самая прямая. В списке персонажей, выдуманных Корнеем
Ивановичем, после Айболита, Бармалея и Мойдодыра можно поставить запятую
и дописать: Кинг-Конг. Переместимся на Украину, в 1920 год, и
познакомимся с американским лётчиком Мерианом Купером.
1920 год. Советско-польская война
25 апреля 1920 года польские части начали своё победное шествие по
Правобережной Украине, которое закончилось взятием Киева 7 мая. Европа
рукоплескала: Польша, ещё недавно бывшая частью Российской империи,
теперь гнала войска своего угнетателя, и не было силы, способной ей
противостоять. Газеты воспевали польского солдата, чье мужество стало
залогом победы.
Однако военные специалисты знали, что в основе военных успехов Польши лежала поддержка западных стран. У молодой
польской армии внезапно в избытке оказались винтовки, пушки, автомобили,
танки и аэропланы. Но армия без грамотных командиров — просто толпа,
техника без специалистов — кусок железа. Поэтому в польских штабах
звучала иностранная речь, а танками и самолётами управляли офицеры, ни
слова не понимавшие по-польски.
Американец в украинском небе
7-я авиаэскадрилья, гордость польских ВВС, была укомплектована
американскими пилотами. Командир эскадрильи — майор Фаунтлерой, его
заместитель — Мериан Купер. Американские лётчики бомбили Черкассы и
Бердичев, Радомышль и Житомир, совершая по 5-6 вылетов в день. Купер
летал, как и все, бомбил города, расстреливал с воздуха красноармейцев.
26 июля под Дубно американцу не повезло: пулемётчик с большевистской
тачанки меткой очередью пропорол двигатель его аэроплана.
Прибежавшие будённовцы хотели тут же расстрелять лётчика, но американец оказался
ушлым малым и, путая украинские и польские слова (поднатаскался за
полгода), назвался американским пролетарием, насильно угнанным
проклятыми империалистами на братоубийственную войну.
Купер провёл в плену около 9 месяцев. Практичный американец во время пребывания в
России штудировал русский язык. Учебным пособием для него стала детская
книжка «Ваня и Крокодил» русского писателя Чуковского.
Знаменитый «Крокодил»
«Крокодила» Чуковский написал шутя в 1917 году для больного сына. В 1919 году
история вышла отдельной книжкой и стала страшно популярной. «Крокодила»
любили и взрослые, и дети, его цитировали, его переиздавали сумасшедшими
для того времени тиражами. Сам автор с тоской говорил: «Когда я умру,
на могильном камне напишут, что под ним лежит автор «Крокодила». И вот
эта книжка попала в руки Куперу.
Американец посмотрел на изложенную в книжке историю совсем иными глазами. Надвигающееся зло, от которого нет спасения:
Они идут на Петроград,
Они сожрать его хотят,
И всех людей,
И всех детей
Они без жалости съедят.
Город, охваченный ужасом:
Закрывайте окна, закрывайте двери,
Полезайте поскорее под кровать,
Потому что злые, яростные звери
Вас хотят на части, на части разорвать!
И вот апофеоз — похищение маленькой девочки страшной обезьяной:
Дикая Горилла
Лялю утащила
И по тротуару
Побежала вскачь.
Выше, выше, выше,
Вот она на крыше.
На седьмом этаже
Прыгает, как мяч.
Как писал сам Купер в своих мемуарах, книжка привела его в восторг: эти
глупые русские не понимали, какой потрясающий триллер написал им
Чуковский.
Кинг-Конг из «Крокодила»
Вернувшись в Штаты. Купер заинтересовался кинематографом и осел в Голливуде. В начале 1930-х
он совместно с Эдгаром Уоллесом сел писать сценарий для фильма, в
котором главным действующим лицом должна была стать обезьяна.
Вот когда Мериану пригодилась прочитанная им в русском плену история о
петроградской Лялечке и дикой горилле. Уоллес идею оценил: дикое рычащее
животное, скачущее по крышам, а в руках у него — обмякшее тело
похищенной девочки. Жесть, публика будет страдать и плакать.
Конечно, история претерпела изменения. Крошку девочку заменили сексапильной
блондинкой, а гориллу, чтобы она была действительно жуткой, увеличили в
размерах. А уж потом ко всему этому начали додумывать историю, откуда
взялась эта чудовищная зверюга.
Неумирающий Кинг-Конг
2 марта 1933 года состоялась премьера. Успех был ошеломляющий. Фильм,
обошедшийся компании RKO в 670 тыс. долларов, только в США собрал 1,7
млн.
http://bagira.guru/tv/king-kong-i-chukovskij.html Конечно, думать о том, что именно создатель «Мойдодыра» был прародителем
культового киногероя, приятно и забавно. Но, если рассуждать здраво, то
следует признать, что этот факт в рождении «Конга» вряд ли мог стать
определяющим.
А вот без Артура Конан Дойла гигантская горилла в самом деле могла и не ожить. В 1912 году сэр Артур публикует роман
«Затерянный мир» — о группе учёных, обнаруживших на земле доисторический
уголок, где проживают динозавры и пещерные люди. В 1925 году роман был
экранизирован с использованием самых современных на тот момент
спецэффектов. Для пущей зрелищности был немного изменён финал: профессор
привозит из экспедиции не птеродактиля, как в романе, а огромного
бронтозавра, который вырывается на волю и начинает разгуливать по
Нью-Йорку. Схожая сюжетная схема — путешествие на остров доисторических
тварей, пленение гиганта и его высвобождение в цивилизованном мире —
спустя восемь лет легла в основу «Кинг Конга». Вместе с ней в фильм
перешёл мастер спецэффектов, Уиллис О’Брайен. Разработанные им для
«Затерянного мира» приёмы «оживления» кукольных динозавров и их
синхронизации в кадре с живыми актёрами на съёмках «Конга» достигли
высшего пилотажа.
Но откуда в мире Конан Дойла взялась гигантская обезьяна? Надо сказать, в начале 1930-х приматы в кино не
были редкими гостями. За год до «Конга» в прокат вышел фильм ужасов
Роберта Флори «Убийство на улице Морг» (1932), где в кульминационной
сцене помощник безумного доктора Миракла, орангутанг Эрик, хватал
главную героиню и лез вместе с ней на крышу — ни дать ни взять самая
известная сцена из любого фильма о Конге. Таким образом, к числу
названных «дедушек» Кинг Конга можно прибавить и Эдгара Алана По, чей
одноимённый рассказ был экранизирован Флори.
А двумя годами ранее был снят фильм «Ингаги» (1930), некогда популярный, но сегодня напрочь
забытый эксплотейшн из жизни полуголых туземок. Эти туземки были нужны
для того, чтобы их соплеменники приносили их в жертву «божественным»
гориллам, по сути, отдавая в сексуальное рабство. То же самое, но с
меньшим акцентом на сексуальность происходило на родном острове Конга.
Итак, что мы имеем? Чуковский + Конан Дойл + Эдгар По, возведённый в степень
Роберта Флори + «Ингаги» с вычетом голых туземок и всё это умноженное на
Уиллиса О’Брайена = «Кинг Конг». Такая вот любопытная формула.
http://darkermagazine.ru/page/king-kong-monstr-kotoro.. #литература_mirror_of_history #кино_mirror_of_history P.S. Обезьянья тема у Пасутовского:
Из описания Контрактовой ярмарки на рубеже веков:
"Чучело гориллы, окруженное листвой из крашеных стружек, уносило в
лесную чащу бесчувственную девушку с распущенными золотыми волосами.
Каждый желающий мог за три копейки выстрелить в эту гориллу из монтекристо и
спасти девушку. Если он попадал в кружок на груди у обезьяны, она роняла
тряпичную девушку на пол. От девушки густо подымалась пыль.
После этого гориллу на минуту задергивали ситцевой занавеской, и потом она
опять появлялась, все так же свирепо уволакивая девушку в те же самые
выцветшие лесные чащи."
http://www.e-reading.club/chapter.php/96341/13/Pausto..






Александра Краснова